Сеть полна жалоб

Нужно ли трепать нервы, ругаясь с нерадивыми продавцами? Есть куда более действенные способы рассказать другим о своих обидчиках...

«Дайте мне жалобную книгу», — требует разъяренный покупатель. А продавцы успокаивают: кому хочется, чтобы в новенькой книге замечаний и предложений красовалась неприятная запись? Знакомая ситуация, не правда ли? Но сегодня в век интернета стоит трижды подумать: а нужно ли трепать нервы, ругаясь с нерадивыми продавцами? Есть куда более действенные способы рассказать другим о своих обидчиках.


Модная метка


Сеть, похоже, превращается в жалобную книгу. Не понравилось обращение продавца? Товар оказался с браком? Курьер доставил не тот телефон, который заказывали? Сегодня уже немодно требовать жалобную книгу. Уже появилась возможность сделать так, чтобы о недобросовестном продавце узнали многие, а не только два–три человека, как раньше. Вышел в сеть, открыл нужный сайт и строчи сколько хочешь. Правда, есть одно «но»: нет гарантии, что ваш отзыв пройдет модерацию и будет опубликован.


Популярный информационно–аналитический сайт о мобильных технологиях. Обзоры новинок, описание товаров, ссылки на интернет–магазины, отзывы других покупателей. Нужен, к примеру, ноутбук сестре в подарок, но сложно определиться с моделью. Прочитал комментарии других пользователей, и вроде все стало понятно. Эта модель ноутбука подходит. Вторая тоже. И третья. Минуточку, да здесь практически одни положительные комментарии! Встретится разве что пару отрицательных сообщений, и то не по существу: не нравится цвет модели, USB–порт находится не с той стороны.


— У нас есть целый отдел, который занимается модерацией сообщений, оставленных пользователями, — уточняет директор информационно–аналитического сайта о мобильных технологиях onliner.by Александр Стельмах. — Мы не публикуем комментарии с ненормативной лексикой, с большим количеством грамматических ошибок, а также слишком эмоциональные отзывы. Критика должна быть конструктивной, по существу.


Но почему тогда средняя оценка товара, которую выставляют пользователи, обычно близка к «пятерке». Неужели всех все устраивает? Не может такого быть! Специалист это объясняет тем, что критические отзывы со временем могут быть удалены, если продавец или производитель договорились с недовольным покупателем, обменяв некачественный товар или вернув деньги.


— На сайте можно оставить также комментарий о работе интернет–магазинов. Отзывы влияют на общий рейтинг, — рассказывает Александр Стельмах. — Обычно мы все тщательно проверяем: звоним комментатору и задаем несколько уточняющих вопросов. Часто бывает, что сотрудники одной компании пишут жалобу на своих конкурентов. Или, например, директор фирмы попросил бухгалтера оставить положительный отзыв, мол, какой положительный у них интернет–магазин.


Что хотим, то творим


Еще в интернете найдется не один десяток сайтов с так называемыми «черными списками». Каждый может оставить свой комментарий, сообщение с рассказом о недобросовестном подчиненном, коллеге, начальнике. В «каталог» попадают не только отдельные специалисты, но и целые компании. В сети гуляют «черные списки» работодателей, сотрудников, фирм, туристов и даже... женихов. Решили пожаловаться на своего бывшего подчиненного? Сделать это проще простого. Заходите на один из тематических порталов, регистрируетесь, находите нужный раздел и оставляете свое сообщение. Мол, какой нехороший человек этот Иван Иванов, опаздывал на работу, нарушал внутренний распорядок, нагрубил руководству, непрофессионально выполнял свои обязанности. Пусть теперь попробует найти себе работу! Кадровые агентства наверняка регулярно пользуются «списками».


— Да, в нашей компании действительно существуют так называемые «черные списки». Однако эта информация предназначена только для внутреннего пользования, за пределы агентства она не выходит, — комментирует Екатерина Зданович, директор кадрового агентства. — В негласный «игнор» попадают только те работники, которые плохо себя зарекомендовали. Но у каждого из нас бывают сложные периоды в жизни: смерть близкого человека, болезнь, проблемы в семье... Любой человек имеет право на ошибку.


Хм, вроде неплохая идея. Если работник не выполнял свои обязанности, то руководитель может оставить свой отзыв на одном из таких сайтов. Пусть другие работодатели знают, что он из себя представляет. Но минуточку! А если бывший сотрудник захочет отомстить начальнику и тоже решит поделиться своим мнением? Ведь наверняка у него затаилась обида на шефа. Такая информация, пожалуй, не всегда правдоподобна.


— В моей практике был случай, когда к нам обратилась девушка, которой бывший начальник и муж в одном лице дал плохую рекомендацию. Вряд ли с такой характеристикой куда–либо взяли бы на работу. Хорошо, что мы проверили информацию. Ведь девушка оказалась первоклассным специалистом, — вспоминает Екатерина Зданович. — Поэтому я категорически против тех «черных списков», которые размещают в интернете. Где гарантия, что эта точная информация. Я как специалист не доверяю анонимным сообщениям. Возможно, что кто–то решил таким способом отомстить.


Кстати, «черный список» не может стать причиной отказа в приеме на работу. «Работодатель не может отказать в приеме на работу лишь по той причине, что кто–то анонимно написал вам плохую характеристику в интернете», — уточняет Галина Комаровская, адвокат Минской городской коллегии адвокатов.


Им закон не писан


Порталы с жалобами и так называемыми «черными списками» успешно развиваются, растет количество зарегистрированных пользователей. Интересно, а какую выгоду преследуют их создатели? Знакомые компьютерщики предположили: чтобы заработать деньги. Правда, рекламодатели пока что не спешат сотрудничать с порталами недовольных.


И еще, насколько законны критические отзывы на подобных сайтах? Не нарушают ли они закон? Ведь порой сложно найти границу, где информация из объективной переходит в порочащую честь и достоинство. Например, кто–то пожаловался на вечно недовольную продавщицу тетю Клаву, которая не только не улыбнется, но еще и нагрубит. Вряд ли это клевета. А если обвиняют человека в воровстве или недобросовестном выполнении своих обязанностей?


— Мы работаем только по факту. Принесли в милицию заявление с жалобой — проверяем. В интернете много сайтов, мы не можем за всем уследить, — комментирует Олег Слепченко, старший оперуполномоченный по особо важным делам управления «К» МВД. — Но если кто–то считает, что его оскорбили в сети, то стоит обратиться в милицию. Мы все проверим.


Кстати, уже были случаи, когда правоохранители наказывали рублем за заведомо ложные сведения. Ведь в Уголовном кодексе прописано, что за клевету, в том числе в интернете, предусмотрен штраф или исправительные работы (до 2 лет), или арест (до 6 месяцев), или ограничение свободы (до 3 лет). Так что за свои слова нужно отвечать.


Кстати


В сети есть каталог недобросовестных женихов, которые обманули не одну девушку. На главной странице одного их таких сайтов написано: «Прежде чем зайти на форум, хорошенько подумайте. Здесь вы можете услышать и увидеть то, что не очень и хотели знать. Поэтому, если у вас больное сердце, может быть, вам не сюда? Меньше знаешь — лучше спишь». А родителям наверняка покажется интересным сайт с «каталогом» нянь. На одном из таких порталов собрано почти полторы тысячи «резюме». Правда, чтобы узнать более подробную информацию, нужно связаться с руководством сайта. И, скорее всего, заплатить деньги за сведения.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter