Серых СТО становится все больше

Станции технического обслуживания сегодня загружены под завязку...

Станции технического обслуживания сегодня загружены под завязку. В прошлом году, когда перед повышением таможенных пошлин возник ажиотажный спрос на легковые автомобили, наши земляки выметали с рынков Прибалтики, Польши и Германии все подчистую. Раскупались даже видавшие виды «бэушки». Теперь их скрытые «болезни» вылезают наружу, требуется ремонт. И на этом не только честно зарабатывают сотрудники СТО, но и греют руки умельцы теневого сервиса.


Не доходя до кассы


Оживление в «тени» автосервиса подметили и гомельские налоговики. За последний год число автомобилистов в области приросло на 35 тысяч. И тут же одна за другой стали появляться «серые» точки техобслуживания. Чтобы оценить масштабы, уточняю ситуацию у Галины Пашед, начальника инспекции Министерства по налогам и сборам по Гомельской области:


— Напоминает ли происходящее времена пятилетней давности, когда нелегальные СТО цвели махровым цветом?


— За эти годы ведомствами многое сделано по выводу автосервиса из «тени». Так что повторение прежних масштабов, думаю, уже невозможно. Но проблемы есть. И обостряются они тогда, когда заметно возрастает спрос на рынке этих услуг. Сейчас именно такой момент.


За минувший год налоговики прикрыли около полусотни подпольных мастерских на территории области. Замечу, речь не о гаражных кулибиных, готовых починить машину за бутылку водки или канистру солярки. Уровень намного серьезнее. Добротные боксы во дворах домов, пристройки к коттеджам, современное оборудование — это все о них. Вытянуть таких мастеров на белый свет непросто. Они не вешают объявления на столбах и не печатают в газетах. Как говорится, клиенты их знают только в лицо. Галина Пашед такое положение вещей комментирует жестко:


— Одни работают легально и несут социальную ответственность перед обществом, другие же просто паразитируют. Во–первых, уходят от налогов. Во–вторых, в «конвертах» выдают зарплату помощникам, лишая их социальных гарантий в болезни и старости. А в–третьих, не обременяют себя качеством услуг. Жалоб от людей поступает очень много.


Дело случая


Отправляемся в рейд. Вместе с работником отдела оперативных контрольных мероприятий инспекции «покупаем» автомобиль. По легенде, нужна диагностика. Не брать же кота в мешке.


То, что требуется, находим на тихой «деревенской» улочке Гомеля. Накануне инспекторам удалось вычислить «домашнее» СТО и связаться с мастером. Правда, заказ сразу не принял: очередь. Назначил время на другой день... Где припарковаться, ясно без слов. Захочешь — не проедешь мимо броских ворот гаража. Над их говорящим дизайном основательно поработали. В боксе, впрочем, уже стоит клиент. Однако ждем недолго. Мастер Юра возникает с ноутбуком в руках. За диагностику — 10 долларов. Можно в белорусских. Контрольная закупка состоялась. Тут и начинается суета в гараже. Юра работает не один. Хозяин бокса — другой молодой человек. Нервничает, беспрестанно звонит по телефону, объясняется:


— Да мы по мелочи, копаемся в своих машинах. Друзьям помогаем, знакомым.


— А мы как? — уточняю для ясности.


— Случайно.


Что недавно, случайно и по мелочи, верим на слово. Но впечатление другое: гараж явно «заточен» под конвейер. Возможно, бизнес только раскручивается. В поле зрения налоговой попали впервые. «Пока предупреждение и оплата месячного единого налога, который вы заплатили бы, будучи предпринимателями», — инспектора инструктируют «новичков». Для меня же добавляют:


— Типичная картина сегодняшнего дня.


Должно быть ясно и прозрачно


Нынешним отклонениям в автосервисе налоговая решила противопоставить не только рейдовую работу, но и просвещение. В инспекции понимают, что лишь карающими мерами ситуацию не исправить. Планируют организовать нелегалам экскурсию по СТО, которые действуют официально и не прячутся в «тени». Дескать, смотрите, как можно работать. В числе показательных станций — «Шинный двор» в Гомеле. Налоговая служба не случайно берется ее рекламировать:


— На СТО владелец развесил объявления о том, чтобы клиенты требовали кассовый чек, в противном случае — жаловались.


Станция действительно впечатляет. Интригующая вывеска красуется не только на входе, но и внутри. Владелец — брестский предприниматель. СТО у него по всей стране. Не скрывает, подобный призыв продиктован рациональным интересом: избавить персонал от соблазна принимать деньги вне кассы. Любопытно, что сами работники по этому поводу не комплексуют, о чем мне и говорят:


— Почему недоверие? Нормальный подход. Все ясно и прозрачно.


— А если клиент не требует чек?


— Тогда мы просим, чтобы взял. В его же интересах.


К слову, правовому ликбезу водителей налоговая инспекция посвятит целую серию акций. По одной простой причине: если они откажутся от услуг нелегалов, значит, те лишатся возможности зарабатывать в «тени». Аргумент «за»: огромный риск некачественного ремонта. Начальник управления координации и организации контрольной деятельности инспекции Виталия Клевцова дальше развивает мысль:


— Когда возникает необходимость в глобальном ремонте? После аварии. Но сначала водитель идет в страховую компанию. Здесь мы и встретим его листовками. А в них по пунктам расписано, почему не стоит обращаться за помощью к «теневикам» и какие документы нужно требовать в легальных СТО. Иными словами, будем действовать со всех сторон.


Вот только думается мне, трудами одних лишь контролеров не навести порядок в автосервисе. Если ратовать за его прозрачность, значит, нужно смотреть в корень. Почему в этом бизнесе по–прежнему не спешат регистрировать предпринимательство, когда многие барьеры сняты? Сами нелегалы, не «для прессы», упоминают о сложностях сертификации, суровых требованиях по открытию СТО. Кто при капитале — одолеет. А кто полагается только на собственные руки, рискует увязнуть в этой волоките. Оправдание или подводные рифы? Так или иначе — повод вникать в проблему. И действовать нужно так, чтобы автосервис тяготел к цивилизованной работе, видел в этом стимул.


Кстати


Министерство торговли в этом году примет дополнительные меры по обеспечению прозрачности услуг техобслуживания и ремонта транспорта. Среди них создание преференций для предпринимателей, открытие комплексных центров по обслуживанию СТО в области бухучета, сертификации, охраны труда, экологии и другие.

 

Фото автора.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter