Участились жалобы в адрес торговли на селе

«Серые» автолавки и дорогие сельмаги обваливают выручку

КОГДА-ТО в купеческом кодексе чести на первом месте стояло правило любезности и вежливости. Угодить клиенту (говоря современным языком) во что бы то ни стало и улыбаться, что бы ни случилось. Не хотелось бы мерить всех одним аршином, однако как есть, так есть — этикетом наши продавцы сильно не заморачиваются. В последнее время участились жалобы в адрес торговли на селе. Люди обращаются как в райисполкомы, так и в вышестоящие инстанции. Болячки торгового обслуживания, можно сказать,  хронические — продукты с истекшим сроком годности, грубость продавцов, ассортимент с гулькин нос, отсутствие самого необходимого товара, опоздания автолавок, нет ценников, ну и пресловутое «не обманешь — не продашь». Коллективные обращения поступают по поводу закрытия сельмагов.



Такая ситуация не может не настораживать. Как известно, по распоряжению Премьер-министра создана межведомственная рабочая группа, которой до сентября поручено проанализировать организацию торговли на селе и внести в Совмин проект по совершенствованию торгового обслуживания в 2016—2017 годах.

Прописать свои лекарства, то бишь, внести конкретные предложения по оздоровлению сельского ритэйла может любой гражданин, о чем сообщается на сайте Минторга. Думаю, потребительской кооперации, основной торговой сети в деревнях и агрогородках, будет дан еще один шанс на улучшение сложившегося положения. Кратко описать его можно еще одним купеческим выражением — торгу на три алтына, а долгу на пять. За 2015-й убытки Белкоопсоюза составили 75 миллиардов неденоминированных рублей, что не могло не сказаться на зарплате сельских продавцов, на снабжении магазинов товарами. Отсюда и низкое качество обслуживания, и полупустые полки. За пять лет доля потребкооперации в объеме розничного товарооборота страны снизилась на 4 пункта — до 7,1 процента. Вернуть ей прежний размах — такая задача стоит сегодня перед структурой.

Да, потенциальных покупателей у сети становится все меньше, их зарплаты не сравнить с городскими. Логично было бы чаще предоставлять им разные скидки, снижать наценки. Но не тут-то было. Ценники в деревенских магазинах выше, чем в городских. Гречка, к примеру, в Барановичском райпо дороже на 0,5 рубля, молоко на 80 копеек, мука — на рубль двадцать копеек. Также в городе значительно больше выбор продуктов, а многие товары можно купить по акции. А вот в деревне акционные дни — редкость.

Оказывается, в силу ценового фактора прежде всего, сегодня востребована комиссионная торговля. В городе очереди выстраиваются, чтобы сдать на комиссию вещи, что могут еще долго послужить — одежда,  мебель,  бытовая   техника,   сельхозинвентарь и садово-огородный, посуда и так далее. Где даже в пригороде вы встретите такой отдел в райповском магазине? А ведь могли бы комитенты поехать и в близлежащую  деревню.

Еще один вариант сближения с покупателем — торговля в кредит без взимания процентов. Местные продавцы давно практикуют неофициальную продажу «на вексель», ведь на селе не то что знают друг друга в лицо, но и чем каждый житель дышит. Можно в рассрочку предложить и дорогие, необходимые в хозяйстве вещи. Таких вариантов масса,  торговые работники знают их лучше, чем кто бы то ни был.

Негативным фактором остается нестабильность взаимоотношений с поставщиками, высокий уровень взаимной необязательности. Как тут не вспомнить ушедшее в небытие «честное купеческое»?

Впрочем, нарушения в потребкооперации касаются не только качества реализуемого товара. Пример, когда в Горецком районе в автолавке обнаружена выручка, которая в 10 раз превышала сумму, указанную в товаротранспортной накладной, свидетельствует о наличии «серого» товарооборота. Из последних фактов — работники филиала Пинского райпо продавали товар без использования кассового оборудования и приходных документов. Неучтенные деньги передавали директору.

Так что оправдать свое экономическое положение, ссылаясь только на низкую платежеспособность сельского населения, не получится. У кооператоров сегодня в тренде термин — ассортиментная матрица, это некий набор товаров. В другом смысле матрица — система, представленная в уме каждого человека набором шаблонов, которые обуславливают все аспекты бытия. Видимо, ее-то и надо менять. Говорят: либо вы свою жизнь планируете, либо она с вами случается.

klimovich@sb.by
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter