Сергей Маскевич: «Кодекс – это «конституция» в образовании»

13 января Президент Александр Лукашенко подписал Кодекс Республики Беларусь об образовании, который вступит в силу 1 сентября 2011 года. Как велась работа над кодексом, чем было вызвано его появление, рассказывает министр образования нашей страны Сергей Маскевич.  

13 января Президент Александр Лукашенко подписал Кодекс Республики Беларусь об образовании, который вступит в силу 1 сентября 2011 года. Как велась работа над кодексом, чем было вызвано его появление, рассказывает министр образования нашей страны Сергей Маскевич.

 

– Опыта создания законодательного акта, обеспечивающего комплексное регулирование общественных Сергею Маскевичу приходилось работать с проектом кодекса в качестве парламентария. фотоотношений в сфере образования, в мире нет. Республика Беларусь является первопроходцем. До принятия кодекса основу нормативной базы в этой сфере составляли пять законов, ключевым среди которых был Закон «Об образовании». Но, тем не менее, многие важные вопросы, требующие законодательного закрепления, оставались вне сферы регулирования.


– И что это за вопросы?


– Отсутствовало регулирование ряда уровней основного и дополнительного образования, а также вопросов организации в учреждениях образования воспитательной работы, системы работы по поддержке детей, достигших высоких показателей в учебной и общественной работе, детей, находящихся в социально опасном положении, и др.


Кроме этого, совершенствование законодательства требовалось для более эффективного обеспечения инновационного развития страны, для формирования общего образовательного пространства Союзного государства Беларуси и России, стран СНГ, ЕврАзЭС, вхождения в «европейское пространство высшего образования».


– Какова структура этого масштабного документа?


– Кодекс подразделяется на общую и особенную части, включающие 17 разделов, 63 главы и 295 статей. В общую часть включены разделы и статьи, обеспечивающие правовое регулирование общих для всех уровней образования вопросов.


В особенной части устанавливаются нормы, закрепляющие специфику образовательных отношений как самостоятельного вида общественных отношений на соответствующих уровнях основного и дополнительного образования. Здесь же предусмотрены нормы по поддержке детей: достигших высоких показателей в учебной и общественной работе; нуждающихся в оздоровлении; находящихся в социально опасном положении; нуждающихся в особых условиях воспитания.


– До недавнего времени можно было наблюдать путаницу в понятиях: начальное, базовое, среднее, неполное (незаконченное) высшее образование. В кодексе прописано, что образование подразделяется на основное, дополнительное и специальное. Расшифруйте, пожалуйста, эти понятия.


– Основное образование включает: дошкольное, общее среднее, профессионально-техническое, среднее специальное, высшее образование, послевузовское образование, включающее аспирантуру и докто-рантуру. Специальное образование получают лица с особенностями психофизического развития. Дополнительное образование подразделяется на следующие виды: дополнительное образование детей и молодежи и дополнительное образование взрослых.


– Очевидно, что такое понятие, как курсы повышения квалификации и им подобные, изжило себя. Что приходит им на смену?


– В кодексе впервые вводится понятие «образовательные программы», которые включаются в основное, дополнительное и специальное образование. Такой подход обеспечивает реализацию на практике принципа академической мобильности, будет способствовать расширению студенческих обменов в русле принципов Болонского процесса.


– Сейчас все чаще говорят о дистанционном образовании. Это нашло отражение в кодексе?


– Конечно. Дистанционная форма получения образования определена как вид заочной.


– Кодекс будет регламентировать деятельность образовательных учреждений от «а» до «я». Но сейчас даже школа имеет статус юридического лица. Уменьшится ли степень самостоятельности той же школы?


– В кодексе фиксируются права, обязанности и ответственность субъектов образования. В частности, устанавливается норма, в соответствии с которой учреждения образования самостоятельны в осуществлении образовательной, научной, научно-технической, финансовой деятельности, деятельности по научно-методическому обеспечению образования, подбору и расстановке кадров. Но в пределах, установленных законодательством Республики Беларусь.


– Вступая в должность министра образования, одной из задач в своей работе вы обозначили необходимость повышения социального статуса учителя. Такие предпосылки заложены в кодексе?


– Социальный статус учителей нужно повышать, и такие возможности заложены в кодексе. Педагогические работники имеют право на защиту профес-сиональной чести и достоинства, творческую инициативу, свободу выбора педагогически обоснованных форм и методов обучения и воспитания, учебных изданий и средств обучения. Обозначено, что они имеют право на ежемесячную компенсацию расходов на приобретение учебной и методической литературы в порядке и на условиях, определяемых Правительством Республики Беларусь. Учитель становится стержневой фигурой в ведении образовательного процесса.


Следует отметить, что впервые законодательно закреплены нормы, запрещающие осуществлять педагогическую деятельность. Так, ею не могут заниматься лица, имеющие судимость, признанные недееспособными или ограниченно дееспособными. Кодексом определены и другие случаи, предусмотренные законодательными актами.


– А какое место в кодексе отведено обучающимся?


– Установлены их основные права: получать образование в соответствии с образовательными программами, переводиться в учреждение для получения другой специальности, восстанавливаться, обучаться по индивидуальному учебному плану в пределах содержания образовательной программы и др.


Государством гарантированы создание специальных условий для получения образования с учетом особенностей психофизического развития учащегося.


Законодательно закреплено право на кредит на льготных условиях для оплаты первого высшего образования.


Очерчен и круг обязанностей обучающихся. К примеру, они обязаны добросовестно и ответственно относиться к освоению содержания образовательных программ, программ воспитания…
Впервые на законодательном уровне урегулированы вопросы дисциплинарной ответственности обучающихся.


– Каким образом правовое регулирование коснулось каждого уровня образования?


– Особенностью правового регулирования общественных отношений в системе дошкольного образования является закрепление на законодательном уровне требований к наличию образовательных стандартов и установление исчерпывающего перечня типов и видов дошкольных учреждений, сроков получения образования.


В качестве основного вида общеобразовательного учреждения сохраняется общеобразовательная школа. Для подготовки учащихся на более высоком общеобразовательном уровне в системе общего среднего образования предусмотрено создание гимназий и лицеев (1-2 учреждения на район).
В кодексе правовое закрепление получила идея интеграции среднего специального образования с профессионально-техническим и высшим образованием. В этих целях в качестве вида учреждения среднего специального образования определен колледж.


Сохраняется двухступенчатая система высшего образования с подготовкой на первой ступени специалиста, а на второй ступени высшего образования (магистратуре) – магистра.
Освоение образовательной программы послевузовского образования завершается выдачей диплома исследователя.


Впервые законодательное закрепление получила система дополнительного образования детей и молодежи, что ранее называлось внешкольным обучением и воспитанием.


– Сергей Александрович, можем ли мы говорить о появлении отрасли образовательного права?


– Принятие кодекса завершает процесс формирования законодательства об образовании как полной, логически последовательной и эффективной системы правовых норм, тем самым создается новая отрасль права – образовательное право. Кодекс – это «конституция» в образовании. Несомненно, что принятие кодекса обеспечивает совершенствование правоотношений в сфере образования и будет способствовать повышению качества предоставляемых образовательных услуг.


Беседовал Виктор ИВЧЕНКОВ, фото Дмитрия ЕЛИСЕЕВА, «ЗН»
 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter