13 января Президент Александр Лукашенко подписал Кодекс Республики Беларусь об образовании, который вступит в силу 1 сентября 2011 года. Как велась работа над кодексом, чем было вызвано его появление, рассказывает министр образования нашей страны Сергей Маскевич.
– Опыта создания законодательного акта, обеспечивающего комплексное регулирование общественных отношений в сфере образования, в мире нет. Республика Беларусь является первопроходцем. До принятия кодекса основу нормативной базы в этой сфере составляли пять законов, ключевым среди которых был Закон «Об образовании». Но, тем не менее, многие важные вопросы, требующие законодательного закрепления, оставались вне сферы регулирования.
– И что это за вопросы?
– Отсутствовало регулирование ряда уровней основного и дополнительного образования, а также вопросов организации в учреждениях образования воспитательной работы, системы работы по поддержке детей, достигших высоких показателей в учебной и общественной работе, детей, находящихся в социально опасном положении, и др.
Кроме этого, совершенствование законодательства требовалось для более эффективного обеспечения инновационного развития страны, для формирования общего образовательного пространства Союзного государства Беларуси и России, стран СНГ, ЕврАзЭС, вхождения в «европейское пространство высшего образования».
– Какова структура этого масштабного документа?
– Кодекс подразделяется на общую и особенную части, включающие 17 разделов, 63 главы и 295 статей. В общую часть включены разделы и статьи, обеспечивающие правовое регулирование общих для всех уровней образования вопросов.
В особенной части устанавливаются нормы, закрепляющие специфику образовательных отношений как самостоятельного вида общественных отношений на соответствующих уровнях основного и дополнительного образования. Здесь же предусмотрены нормы по поддержке детей: достигших высоких показателей в учебной и общественной работе; нуждающихся в оздоровлении; находящихся в социально опасном положении; нуждающихся в особых условиях воспитания.
– До недавнего времени можно было наблюдать путаницу в понятиях: начальное, базовое, среднее, неполное (незаконченное) высшее образование. В кодексе прописано, что образование подразделяется на основное, дополнительное и специальное. Расшифруйте, пожалуйста, эти понятия.
– Основное образование включает: дошкольное, общее среднее, профессионально-техническое, среднее специальное, высшее образование, послевузовское образование, включающее аспирантуру и докто-рантуру. Специальное образование получают лица с особенностями психофизического развития. Дополнительное образование подразделяется на следующие виды: дополнительное образование детей и молодежи и дополнительное образование взрослых.
– Очевидно, что такое понятие, как курсы повышения квалификации и им подобные, изжило себя. Что приходит им на смену?
– В кодексе впервые вводится понятие «образовательные программы», которые включаются в основное, дополнительное и специальное образование. Такой подход обеспечивает реализацию на практике принципа академической мобильности, будет способствовать расширению студенческих обменов в русле принципов Болонского процесса.
– Сейчас все чаще говорят о дистанционном образовании. Это нашло отражение в кодексе?
– Конечно. Дистанционная форма получения образования определена как вид заочной.
– Кодекс будет регламентировать деятельность образовательных учреждений от «а» до «я». Но сейчас даже школа имеет статус юридического лица. Уменьшится ли степень самостоятельности той же школы?
– В кодексе фиксируются права, обязанности и ответственность субъектов образования. В частности, устанавливается норма, в соответствии с которой учреждения образования самостоятельны в осуществлении образовательной, научной, научно-технической, финансовой деятельности, деятельности по научно-методическому обеспечению образования, подбору и расстановке кадров. Но в пределах, установленных законодательством Республики Беларусь.
– Вступая в должность министра образования, одной из задач в своей работе вы обозначили необходимость повышения социального статуса учителя. Такие предпосылки заложены в кодексе?
– Социальный статус учителей нужно повышать, и такие возможности заложены в кодексе. Педагогические работники имеют право на защиту профес-сиональной чести и достоинства, творческую инициативу, свободу выбора педагогически обоснованных форм и методов обучения и воспитания, учебных изданий и средств обучения. Обозначено, что они имеют право на ежемесячную компенсацию расходов на приобретение учебной и методической литературы в порядке и на условиях, определяемых Правительством Республики Беларусь. Учитель становится стержневой фигурой в ведении образовательного процесса.
Следует отметить, что впервые законодательно закреплены нормы, запрещающие осуществлять педагогическую деятельность. Так, ею не могут заниматься лица, имеющие судимость, признанные недееспособными или ограниченно дееспособными. Кодексом определены и другие случаи, предусмотренные законодательными актами.
– А какое место в кодексе отведено обучающимся?
– Установлены их основные права: получать образование в соответствии с образовательными программами, переводиться в учреждение для получения другой специальности, восстанавливаться, обучаться по индивидуальному учебному плану в пределах содержания образовательной программы и др.
Государством гарантированы создание специальных условий для получения образования с учетом особенностей психофизического развития учащегося.
Законодательно закреплено право на кредит на льготных условиях для оплаты первого высшего образования.
Очерчен и круг обязанностей обучающихся. К примеру, они обязаны добросовестно и ответственно относиться к освоению содержания образовательных программ, программ воспитания…
Впервые на законодательном уровне урегулированы вопросы дисциплинарной ответственности обучающихся.
– Каким образом правовое регулирование коснулось каждого уровня образования?
– Особенностью правового регулирования общественных отношений в системе дошкольного образования является закрепление на законодательном уровне требований к наличию образовательных стандартов и установление исчерпывающего перечня типов и видов дошкольных учреждений, сроков получения образования.
В качестве основного вида общеобразовательного учреждения сохраняется общеобразовательная школа. Для подготовки учащихся на более высоком общеобразовательном уровне в системе общего среднего образования предусмотрено создание гимназий и лицеев (1-2 учреждения на район).
В кодексе правовое закрепление получила идея интеграции среднего специального образования с профессионально-техническим и высшим образованием. В этих целях в качестве вида учреждения среднего специального образования определен колледж.
Сохраняется двухступенчатая система высшего образования с подготовкой на первой ступени специалиста, а на второй ступени высшего образования (магистратуре) – магистра.
Освоение образовательной программы послевузовского образования завершается выдачей диплома исследователя.
Впервые законодательное закрепление получила система дополнительного образования детей и молодежи, что ранее называлось внешкольным обучением и воспитанием.
– Сергей Александрович, можем ли мы говорить о появлении отрасли образовательного права?
– Принятие кодекса завершает процесс формирования законодательства об образовании как полной, логически последовательной и эффективной системы правовых норм, тем самым создается новая отрасль права – образовательное право. Кодекс – это «конституция» в образовании. Несомненно, что принятие кодекса обеспечивает совершенствование правоотношений в сфере образования и будет способствовать повышению качества предоставляемых образовательных услуг.
Беседовал Виктор ИВЧЕНКОВ, фото Дмитрия ЕЛИСЕЕВА, «ЗН»