Сергей МАСКЕВИЧ: “Дети должны играть в учителя”.

В неформальном интервью накануне Дня учителя министр образования рассказал корреспонденту “НГ”, кто научит белорусских детей играть в учителя, на какую социальную поддержку могут рассчитывать участники образовательного процесса и почему сегодня авторитет педагога должен быть подкреплен нормативно-правовой базой.

— Предстоящий профессиональный праздник педагоги встречают со смешанными чувствами, — признался министр. — С одной стороны, есть удовлетворение от того, что вновь решены сложные задачи летнего периода — подготовлены учебные заведения, издана необходимая литература, учителя настроены на работу. В канун нового учебного года Президент страны пригласил к себе педагогический актив, это создало позитивный эмоциональный фон в среде учительской общественности.

Определенное чувство тревоги вызывает финансово-экономическая ситуация. Она обостряет проблемы с обеспечением учеников питанием, делает особенно актуальными вопросы рационального использования ресурсов. Приходится на ходу перестраиваться, отказываться от ранее запланированных затратных мероприятий, пересматривать работу внешкольных учреждений и учреждений дополнительного образования. Это всегда непростая и непопулярная работа, ведь речь так или иначе идет о конкретных людях. Понятно, что трудности временны, мы выйдем на стабильный уровень, но вопрос о том, что в этих условиях мы можем сделать для развития образования, остается открытым.
Серьезно рассматриваем новые правила приема в вузы и иные вопросы оптимизации структуры и объемов подготовки кадров. Настраиваемся на жесткую экономию ресурсов, в том числе энергоресурсов. И предлагаем учреждениям образования искать варианты зарабатывания денег. Хотелось бы, чтобы педагоги и управленцы повернулись к этому вопросу лицом: школы могут расширять спектр образовательных услуг, учреждения профессионального образования обладают базой, которая позволяет наладить выпуск товаров народного потребления, оказывать разнообразные услуги. Нам в срочном порядке необходимо организовать эту работу, оказать соответствующую помощь учреждениям образования, а возможно, ввести налоговые льготы. Ситуация заставляет предпринимать активные шаги, чтобы обеспечивать не просто функционирование, но развитие учреждений образования. Мы рассчитываем на инициативных, и будем всячески поддерживать инициативу, направленную на оптимизацию ресурсов, увеличение доходов и экономию средств.

— Возможна ли экономия за счет сокращения социальной поддержки учащихся и педагогов?

— Об этом и разговор не идет. Напротив, мы ставим вопрос о расширении социальных гарантий и находим поддержку правительства. Увеличиваем фонды материальной помощи студентам в вузах, планируем увеличить размер компенсации найма жилья для студентов, рассматриваем вопрос о создании фондов социальной поддержки на уровне учреждений дошкольного образования и в школах — всюду, где есть родительская плата.

— Минувшая абитуриентская кампания напомнила о еще одной проблемной зоне — невысоком престиже педагогического труда...

— В середине октября планируется совещание у вице-премьера с участием специалистов и ректоров. Необходимо рассмотреть различные механизмы повышения престижа профессии учителя и предпринять шаги, направленные на привлечение талантливой молодежи в вузы. В качестве возможных вариантов ректоры вузов предлагают повышение стипендий студентам педагогических специальностей, возрождение работы педагогического общества и использование всевозможных олимпиад и конкурсов для участников разных возрастов. Есть же конкурсы “Юный спасатель” и “Юный пограничник” — почему не может быть “Юного учителя информатики”?  Надо, чтобы с детского сада дети играли в учителя.

— Как будут меняться “правила” этой игры со временем? Какие новые требования предъявляет учителям реальная жизнь?

— Требования всегда одинаковы — учитель должен найти средства, чтобы раскрыть тему и воодушевить детей на поиск и освоение новых знаний. Только спектр технологий и возможностей сегодня шире, чем десятилетия назад: на смену рисованным карточкам пришли интерактивные доски и интернет. Но во все времена учитель должен владеть современными технологиями, материалом и вниманием аудитории.

— Несколько десятилетий назад авторитет учителя был так высок, что родителям в голову не приходило жаловаться на наставника директору или министру. Не кажется ли вам, что современное общество стало относиться к педагогам потребительски — как к исполнителям заказа на образование?

— Есть разные жалобы. Совсем недавно вел прием граждан, на который значительная часть посетителей пришли с вопросами, так или иначе касающимися школы. Школа как общественный институт не опережает развитие общества — не буду говорить, что она отстает, хотя международная конференция по проблемам образования в Киеве вынесла вердикт европейскому образованию в целом: образование отстает от динамики общественного развития. То есть если родитель не удовлетворен школой, не надо его с ходу обвинять в потребительском отношении.
Как-то на прием пришел отец двоих детей со словами: “Я не понимаю своих детей”. То есть его дети отлично учатся, занимаются танцами и единоборствами, которые никак не связаны с нашей славянской цивилизацией, слушают песни на иностранном языке. Живут в своем мире, причем у них нет потребности даже разговаривать с отцом. Родитель интересовался, должна ли система образования вкладывать бюджетные, то есть собранные с налогоплательщиков, средства в содержание кружков и секций, которые чужды белорусской и славянской культуре?! Я сам себе задаю эти вопросы:  отвечает ли школа как общественный институт запросам общества? Решает ли общественно значимые задачи? И что нам делать, чтобы изменить ситуацию к лучшему?
Это ненормально, когда учитель или родитель чувствуют себя дискомфортно. Нам обязательно надо регулировать эти отношения. Согласно Кодексу об образовании учреждения образования стали юридическими лицами, могут иметь свой устав и правила внутреннего распорядка. Надо, чтобы эти правила внутреннего распорядка были обязательными для выполнения родителями. Не может сегодня все держаться на авторитете учителя: родители стали другими, они предъявляют другие требования к учителям и сами должны перейти к иному уровню ответственности. Обязанности всех участников образовательного процесса должны быть прописаны в нормативных правовых документах, и нормы обязан знать каждый ребенок, родитель и учитель. Даже водитель, который подвозит детей в школу, ведь он также участвует в процессе.

Блицинтервью

— Вам как ученому важен процесс исследования или результат?
— Однозначно процесс. Как любому физику и исследователю. Конечно, результаты бывают разные, они окрыляют и придают новый смысл твоему участию в исследованиях. Но если сам процесс не будет увлекать, ты не будешь ученым. Состояние без изменений меня угнетает.
— Какими иностранными языками владеете?
— Так, как надо, не владею ни одним. В школе учил немецкий, затем испытывал интерес к французскому, но знания не были востребованы. Самостоятельно изучал английский. Сегодня мой уровень владения иностранными языками надо совершенствовать, и значительно.
— Вы себя ассоциируете с педагогом или управленцем?
— С педагогом. Педагог — это то, что определяет образ мышления и настроенность, направленность. Суть педагогической функции — добиться того, чтобы объект воздействия максимально полно отреагировал на полученные сведения. А суть управленческой функции — добиться, чтобы подчиненные захотели делать то, что нужно. Это взаимодополняющие вещи.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter