Источник: Знамя юности
Знамя юности

Сергей Безруков: теперь все так, как я хотел, – это и есть счастье

18 октября Сергею Безрукову исполняется 45 лет. Этот день он проведет на сцене – выступит как рок-музыкант вместе с созданной им группой «Крестный папа». Безумие? Еще какое! Поэтому концерт называется «Безумный день рождения».


– В прошлом интервью «Знаменке» вы рассказывали, что жена сделала вам сюрприз ко дню рождения: пригласила мастеров, и они за ночь отремонтировали вашу гримерную в Губернском театре. Та история произошла три года назад. Какие с тех пор еще были сюрпризы на 18 октября?

– Большего сюрприза, чем тот, что я делаю себе и поклонникам сейчас, и представить не могу! Я со своей группой пою сольный концерт. Скажи мне кто-нибудь год назад, не поверил бы.

– Правда, немного похоже на первоапрельский розыгрыш. Как вам пришло в голову заняться рок-музыкой?

– Возможно, повлияли съемки фильма «Заповедник» по Сергею Дов­латову – картина выйдет в этом году. Отдыхая во Франции, мы с Анечкой (жена Сергея – режиссер Анна Матисон. – Прим. «ЗН») однажды вечером решили почитать вслух Довлатова. Обычно его читаешь про себя и для себя – ведешь собственный диалог с писателем. А мы попробовали посмотреть, насколько убедительным будет довлатовское слово, когда его произнесет артист. Останется ли это по-прежнему смешно и пронзительно, как у Довлатова. Аня послушала, ей понравилось. Тогда и возникла идея экранизации. Но мы решили, сохраняя довлатовский дух, перенести действие в наши дни, а героя сделать не писателем, а музыкантом. Тут лучше было бы у Ани спросить, но, думаю, так решили сделать, потому что показать в кино писательское вдохновение гораздо сложнее, чем вдохновение, допустим, музыканта. Ведь кино – это визуальное искусство. Мой герой стал рок-музыкантом, и мне кажется, это как раз добавило образу современного звучания. И назвали героя не Борисом, как в книге, а Костей: Аня считает, что имя Боря ему не очень подходит. Естественно, мы утвердили сценарий у наследников творчества Сергея Донатовича Довлатова – у нас все законно. 

– Снимаясь, вы много слушали рок, чтобы настроиться на нужную волну? Общались с музыкантами, чтобы, может быть, позаимствовать какие-то черты?

– Я всегда слушаю рок, независимо от того, звучит ли он в фильме или спектакле, где я играю. Одна из моих любимых групп – Muse. По поводу музыкантов – знаком и с Юрой Шевчуком, и со Славой Бутусовым, и с Володей Шахриным, и с Леней Агутиным, который, кстати, снялся у нас в «Заповеднике». Многих знаю, но никого конкретного не играл, Костя – полностью выдуманный герой. Как и артист балета Алексей Темников, которого я сыграл в другой Аниной картине – «После тебя». Все думали, что я был очередным историческим персонажем, а на самом деле Алексей Темников выдуман от и до. С Костей тоже все пытаются искать аналогии, сравнивать с кем-то из рокеров, а на самом деле это герой Дов­латова, только не писатель Борис, а музыкант Костя. А кроме имен и рода занятий, у них все общее: творческая нереа­лизованность уже десять лет, де­прессия, проблемы в семье – жена уезжает в Канаду, и огромное желание начать все сначала… 

С женой Анной Матисон (2018)

– Учились играть на электрогитаре?

– Пришлось немножко переучиваться. У меня классическая постановка рук, я ведь окончил музыкальную школу по классу гитары, но у меня шестиструнная гитара, а электрогитара – это ведь другое. Я впервые играл с помощью медиатора. Конечно, поиграть на электрогитаре – это ни с чем не сравнимое удовольствие. Инструмент громкий, но его можно включать так, что будешь слышать только ты сам в наушниках. Часто так играл дома, не причиняя беспокойства окружающим.

– То есть вам понравилось играть на новом инструменте – и от этого оказался один шаг до создания собственной группы? 

– Не знаю, что спровоцировало на этот шаг. Может быть, действительно роль. Может, я пробовал петь одно, потом другое, так и до рока добрался. В основном это были, конечно, песни для фильмов и спектаклей. У меня есть спектакль «Хулиган. Исповедь» – в нем я пою свои песни на стихи Есенина. Есть спектакль «Высоцкий. Рождение легенды» – там в финале целый блок, где пою песни Высоцкого в рок-аранжировке, и это довольно убедительно звучит. Так что я себя немного в этой области пробовал, искал свой тембр, проверял вокальные данные на способность к надрыву – и в итоге осмелел настолько, что решил записать песни не для спектаклей! Собрал группу, назвал ее «Крестный папа»…

– Вспоминается одна героиня Довлатова, которая спросила, как называется река. Ей ответили, что Нева, а она удивилась: «Нева? Что вдруг?» Так вот, «Крестный папа»? Что вдруг?

– Не скажу, это секретная информация! Зато могу сказать, что музыканты у меня правда прекрасные, в хороших группах играют и по всему миру гастролируют. У нас летом вышло три сингла, первый – «Не про нас» – вышел 1 июня, в тот же день попал в российский «Топ-5» музыкального чарта iTunes, а потом и в европейский «Топ-100» вошел! Дальше была песня «С какой мы планеты», а сейчас выпустили «Трудный день», который открывает мой первый сольный альбом. Они тоже популярны, на YouTube сотни тысяч просмотров!

С Леонидом Агутиным на съемках фильма «Заповедник» (2018)
– Так здорово, наверное, радоваться первым достижениям в новом деле! Ведь как актер вы добились успеха очень рано – в 23 года стали лауреатом Государственной премии, в 35 лет – народным артистом. Какими наградами вас можно еще удивить в этой области? А с рок-музыкой другое: вы с азартом следите за количеством просмотров на YouTube, как 20-летний студент, хотя вам скоро 45.

– Да, 45 – ну и что? Я смотрю, например, на U2 – люди в почтенном возрасте, я, по сравнению с ними, мальчик, но они настолько мощно выступают. Робби Уильямс – мой ровесник, а от него такой драйвище идет со сцены! Никоим образом не сравниваю наши достижения. Я просто о том, что в роке возраст отсутствует как таковой. Если у тебя есть внутренний огонь, сколько бы тебе ни было лет, можно играть рок. 

– Анна не удивилась такому повороту? Все-таки выходила замуж за актера и художественного руководителя театра… 

– Как раз она первой и увидела во мне рок-музыканта! Она подарила мне роль в «Заповеднике» – верила, что могу такое сыграть. Увидела, как я пою и существую в песне на сцене, и сказала: «В тебе есть задатки! Ты абсолютный рок-музыкант по поведению, по голосу – это просто надо развивать». И я постепенно, шаг за шагом стал двигаться в этом направлении. Кстати, она подарила мне электрогитару, когда мы снимали «Заповедник», – я с ней как раз и работал. Конечно, у меня был дублер: чтобы стать электрогитаристом, надо еще работать и работать. Но я учил все партитуры, чтобы и на среднем, и на крупном планах было похоже, что я играю сам. 

– А вы в юности не хотели стать рокером? Многие парни этим грезят, но вы-то с детства были увлечены театром.

– Конечно, я пел песни групп «Наутилус Помпилиус» и «Кино»! А про рокера была одна фантазия, о которой сейчас забавно вспоминать. В школе на последнем звонке мы устроили в актовом зале то, что в театре называется капустником. В нем представили нашу встречу выпускников десять лет спустя. Тогда казалось, что за эти десять лет пройдет жизнь и мы уже будем стариками. Один решил, что он станет профессором, другой – физиком, третий – тренером, кто-то даже воображал себя художественным руководителем театра. Но, представляете, я тогда мечтал не о театре. Я вышел в образе рок-звезды, только что вернувшейся из гастрольного тура по Америке. Приехал на встречу, немного опоздав, такой усталый и немного зазнавшийся. Меня приветствовала вся школа, а я почти никого не узнавал. Спел песню и сказал: «Извините, не могу остаться, у меня дела». Спародировал артиста, зараженного звездной болезнью. Все хохотали от души, и кто бы мог представить, что я когда-то действительно прикоснусь и к этому направлению!


– Правда, в 17 лет 27 кажутся уже глубокой зрелостью. Были у вас в том возрасте мысли: мне уже столько лет, а я еще ничего не добился! «Но грустно думать, что напрасно была нам молодость дана»?

– Такого не было, но всегда думал, что слишком мало работаю. Мне казалось, что многого не успеваю. Хотя объем был колоссальным всегда. Я был уверен, что надо делать гораздо больше! Это нетерпение сердца – хотелось сразу всего, много, сейчас! Но это свойственно всем молодым азартным людям. А со временем я понял, что все происходит не случайно и сроки, когда что-то происходит именно с тобой, тоже не случайны – просто значит, что твой путь именно такой. 

– А верится, что 45 уже? В душе сколько? 

– Так и есть – 45. Это уже зрелость, когда много пройдено, много уже пережито, но в то же время есть замечательный душевный драйв. Я действительно абсолютно счастлив. У меня ощущение, что теперь все так, как я хотел. Есть работа, дом, семья и огромное желание творить. Я не останавливаюсь – это тоже один из очень важных моментов. Если в 45 у тебя впереди планов громадье и ты еще себя не реализовал до конца, это большой плюс. Мне жизнь по-прежнему интересна. 

– Сейчас у вас будет огромный сольный концерт. А были дни рождения, когда вы сбегали от всех? 

– Пожалуй, не было, хотя каждый раз мои родные и близкие твердят, что я уже должен перестать работать в свой собственный день рождения! У меня же всегда складывалось, что либо съемки, либо сольный концерт, либо – последние пять лет – сольный моноспектакль «Жизнь. Театр. Кино». И в этот раз у меня опять сольный концерт. Но я дал слово, что на следующий год 18 октября точно не буду работать, а буду отдыхать с семьей. А если и буду делать концерт, моноспектакль или что угодно еще, то вый­ду на сцену и зажгу не прямо в этот день. Но зажгу ярко и буду работать на износ, по­тому что не умею иначе.
Сергей БЕЗРУКОВ

Родился: 18 октября 1973 года в Москве

Семья: жена – Анна Матисон, режиссер; дочь – Мария (2 года)

Образование: окончил Школу-студию МХАТ

Карьера: с 1994 года служил в театре О. Табакова «Табакерка», в 1995-м стал лауреатом театральной премии «Московские дебюты», в 1996-м – премии «Чайка» и Государственной премии, в 1997-м – премии мэрии Москвы и премии «Кумир». Снялся в фильмах и сериалах: «Бригада», «Азазель», «Участок», «Заповедник» и др. В 2014 году стал художественным руководителем Московского Губернского театра 
Елена ФОМИНА, ООО «ТН-СТОЛИЦА» (специально для «ЗН»), фото Тимура Артамонова, instagram.com
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter