В Минске открылось сразу четыре выставки кукол

Серьезная игра в куклы

С разницей в считанные дни и на расстоянии в несколько десятков шагов друг от друга в Минске открылись сразу четыре выставки кукол. Антикварных, авторских и ностальгических. Но назвать эту кукольную экспансию традиционной приметой рождественских праздников можно только отчасти. Заглянуть между чашкой кофе и осмотром достопримечательностей в уютную Гостиную Владислава Голубка или Дом Ваньковичей — хорошая идея для прогулки с детьми или подружкой, недоигравшей в куклы. В здании Национального центра современных искусств по адресу бывшего Музея современного искусства ситуация иная. Во всех его залах уже не просто игрушки. Здесь — искусство денег, амбиций и перспектив.


Кукольное коллекционирование — давно не занятие для чудаков с по–детски распахнутыми глазами, а серьезный бизнес с инвестициями в независимый вид современного искусства со своими громкими именами. К слову, в мире самыми дорогими и знаменитыми собраниями авторских кукол владеют мужчины. И совсем нередко крошечные фарфоровые пальчики отливают суровые мужские руки.

Жлобинский мастер Сергей Дроздов когда–то проектировал коттеджи в собственном архитектурном бюро. Сейчас создает фантастические миры в стиле стимпанк. И cочиняет биографии даже для своих индустриальных псов и комаров. Его куклы вполне могли бы сниматься в кино — сюжет возможного фильма прилагается к каждой из них на специальных табличках, выглядящих как архивные документы, уцелевшие в пожарах. Все работы Дроздова удивительно подвижны и просто созданы для кукольной анимации. Но коллекционер за них заплатит больше, чем продюсер мультфильма. В том числе в Беларуси.

— Людей, которые не торгуясь отдадут за куклу большие деньги, хватает и у нас, — подтверждает мастер. — Серьезные коллекционеры имеются. Конечно, кто–то покупает такие работы просто так, для радости. Но знаете, как у нас говорят? Покупаешь куклу — готовь коллекционный шкаф.


У производителей коллекционных шкафов дело спорится — есть спрос. Причем все больше не на сложные конструкции с вентиляцией и температурным режимом для антиквариата (хотя на выставке в НЦСИ есть игрушки почти столетнего возраста). А на модели попроще, с одной лишь подсветкой — авторским куклам такие подходят. По наблюдениям тех, кто «в теме», за 4 года (со времени первой серьезной кукольной выставки–ярмарки в Минске) число белорусских мастеров, занятых изготовлением художественных кукол, увеличилось процентов на 40. В мире — еще больше. По словам Сергея Дроздова, сейчас, чтобы попасть на международную кукольную выставку, оплатить свое участие в ней лучше за год вперед. Если позже — все места будут заняты. Тем временем в интернете все жарче становятся споры о «чистом искусстве» — только уже не среди ценителей литературного слова, как 100 лет назад, а между кукломанами.

Платить за возможность показать своих кукол в залах Национального центра современных искусств участникам четвертого международного проекта «Панна Doll`я» не пришлось. О деньгах здесь не говорят, только об искусстве. В этом году «Панна Doll`я» — не презентация–ярмарка, а чистый арт–проект, вместо прежних трех дней продлится месяц и проведет четыре персональные выставки. Каждая — желанный подарок.

У самого входа гостей встречает миниатюрная коза. Не колядная, а с капустой и на чемоданах. А еще кроты, крысы, кролики, муравьи и целая воронья слободка от Татьяны Хаберской — все крайне острохарактерные персонажи, как сказали бы в театре. И очень узнаваемые литературные герои. Свою выставку Татьяна так и назвала — «Собрание сочинений». Но срежиссировала собственный спектакль, выстроив для текстильных зверушек новые мизансцены и отношения. Каждая из ее работ воплощает едва ли не все причины успеха авторской куклы. Это и функциональная скульптура, и бесспорное произведение искусства, и занятное театральное зрелище. Но одна эта персональная выставка разместилась в общем зале с другими создателями кукол.


Марина Капилова в проекте «Летучие» придумала новую поэтическую историю из бронзы, расставив в камерном пространстве второго этажа свои самые любимые работы. С крыльями. «Ну вот, 13 человек собралось», — говорит она о скульптурах, как о друзьях, заглянувших в гости. Немало крылатых персонажей по соседству — на выставке живописи Анны Силивончик и Василия Пешкуна. Минских художников, настолько по–разному глядящих на мир, что трудно представить их в одной мастерской. Теперь же, когда к их проекту присоединилась дочка Маша, все стало еще интереснее. Тонкий реализм Василия и декоративные метафоры Анны Мария Пешкун объединила на своих картинах хоть и с детской непосредственностью, но профессионально и убедительно. В НЦСИ все игры — всерьез.

Авторская выставка Гюльнары Кочан, бобруйской мастерицы с казахско–полесскими корнями, — также отдельная глава арт–проекта «Панна Doll`я». Глава почти буквальная — фактически это анонс книги, которую готовит к изданию «Белорусская Энциклопедия». С историей славянских обережных кукол и подробными инструкциями по их изготовлению. О каждом из старинных оберегов Гюльнара может говорить долго и проникновенно, утверждая, что даже сейчас они «работают» не хуже, чем столетия назад. И попутно рассказывает фантастические истории, как у женщин, матерых юристов и экономистов, проходящих ее мастер–классы в санаториях, оживает родовая память. Слушая ее, я недоверчиво улыбаюсь, сомневаясь, что такую книгу стоит выпускать большим тиражом в наше рациональное время. Но мой вопрос, еще минуту назад казавшийся риторическим, перебивается хорошо поставленным голосом из группы гостей выставки:

— И где можно посмотреть ваш мастер–класс?

cultura@sb.by

Фото  Виталия  ПИВОВАРЧИКА.

Советская Белоруссия № 5 (25140). Вторник, 10 января 2017

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter