Почти 40 лет семья гомельских реставраторов возвращает к жизни шедевры

Семья Фей

Гомельские супруги-реставраторы, восстанавливая произведения искусства, возвращают нашей истории первоначальные краски и формы

С большого потрепанного временем полотна взирает памятник Петру I в Кронштадте, вокруг — фигуры морских советских офицеров. «Автор Георгий Нисский — пейзажист и маринист. Один из основоположников сурового стиля в советской живописи 50—60-х годов, — рассказывает сотрудник реставрационной мастерской музея Гомельского дворцово-паркового ансамбля Евгения Фей. — За вклад в искусство был удостоен Сталинской премии II степени. Кстати, и сегодня востребован, недавно одну из его работ продали в Москве за 3 миллиона фунтов стерлингов. У нас в музее хранится его единственная картина, сейчас восстанавливаем».

В дело идет только акварель

Методика восстановления старых холстов традиционна. Сначала картины проклеивают, удаляют с поверхности загрязнения, которые закрывали живопись. Затем проводится укрепление холста и восстановление красок. Евгения уточняет:

— Масляными красками реставраторы не пользуются, в дело идет только акварель, которую при необходимости другой мастер через годы может беспроблемно удалить. Последний штрих — покрытие холста реставрационным лаком.

Отдельная работа ведется с иконами, ведь большинство из них написано на досках. Там своя специфика осветления и восстановления красок. Например, в 2011 году гомельскому дворцу семья Варуевых подарила уникальный образ «Минея годовая с праздниками» середины XIX века. Здесь собраны все православные праздники — это свое­образный христианский календарь. ­Семья Фей вернула святыне необходимый блеск.

Соединить дуб и медь

Николай Фей восстановил десятки редких киотов, рам, столов, стульев, шкафов. Почти 40 лет он реанимирует раритетные деревянные предметы. Одна из значимых работ — стол, за которым сиживал князь Паскевич. Вообще, работа с деревом очень непроста, признается мастер:

— Первая задача — консервация. Готовятся специальные растворы, которыми пропитывается древесина. Это останавливает ее биологическое разложение. Чтобы достоверно восстановить старый стул или корпус часов, приходится неделями искать фото или чертежи оригинала по каталогам и интернет-сайтам. Здесь мне неоценимую помощь оказывает супруга Евгения.

Старинные фортепиано, резные шкафы на гнутых ножках, неказистый стул с потертой обивкой — мастерская дышит историей. Раньше любили комбинировать материалы: дуб, бук, медь, позолота. Но самое сложное — это техника исполнения, которая утеряна за столетия. Ведь тогда не было массовых штамповок, поясняет Николай Фей:

— Сложность в том, что нельзя домыслить. Не могу в этом шкафу придумать отсутствующий элемент. Только найти по каталогам, по аналогам и вырезать. Это всегда ручная работа, по-другому старые мастера не трудились. Вот посмотрите по эскизам, как восстанавливался стул из коллекции мебели дворца Румянцевых и Паскевичей. Приходится много корпеть над разборкой материалов, изучением исторических данных о техниках, подбором рецептур лаков, дерева. Каждый предмет — это целое исследование.

Правда, иногда приходится и фантазировать. Один из элементов реставрируемой мебели был инкрустирован ракушками, за ними семья Фей отправилась на реку Сож. Панцири речных моллюсков пришлись кстати. Есть у мастера и своя мечта — вернуть к жизни старинный буфет 1731 года из усадьбы князей Халецких (агрогородок Хальч Гомельского района), но на это могут уйти годы.

Одна дорога на двоих

Они познакомились еще в юности. Она из Ярославля, он — гомельчанин. Николай и Евгения окончили Богородскую художественную профессионально-техническую  школу в Сергиевом Посаде. Учились у лучших художественных мастеров. Молодые люди выбрали не только одну профессию, но и одну дорогу жизни, по которой рука об руку идут уже многие годы. Единое дело объединяет, признается Евгения:

— Мы спорим на темы, которые важны для нас обоих. Каждый вносит свой творческий вклад, как в работу, так и в семью. Это наш мир — огромный мир истории искусства.

Благодаря их трудам многие раритеты уже вернулись в экспозиции гомельского дворца. Десятки реликвий на очереди. Среди уже отреставрированных — немало личных вещей бывших владельцев  Гомельского имения. Например, дорожная шкатулка светлейшего князя Варшавского, графа Ивана Паскевича.

Семья Фей — хороший пример совместной работы. Она трудится над холстом, он восстанавливает раму. Когда заходит разговор о значимых объектах реставрации, они только улыбаются. Мол, по этим старинным вещам изучается прошлое народа, особенности его развития. Нельзя сказать, что важнее в этом списке — резной шкаф без ножки или потемневший пейзаж. Однако, если вспоминать о возвращенных ими к жизни шедеврах мировой культуры, тут Евгения и Николай Фей единодушны:

— Из всех объектов, с которыми мы работали, особенно хочется выделить картину Яна Дамеля «Святое семейство», написанную в 1811 году. В Беларуси находится всего две его работы: «Святое семейство» и «Святая Констанция». Поверьте, их действительно можно считать достоянием мировой культуры. К нам картину привезли из деревни Вишнево Сморгонского района Гродненской области, где она на протяжении многих десятков лет украшала один из костелов. Доставили в очень плохом состоянии. Сегодня ей снова в полной мере могут любоваться все ценители живописи.

ДОСЬЕ «НГ»

В Беларуси насчитывается свыше 150 музеев. В Гомельской области около 30. Собственных мастеров-реставраторов в юго-восточном регионе имеют только дворцово-парковый ансамбль и Ветковский музей старообрядчества и белорусских традиций имени Федора Шклярова.

КСТАТИ

Иногда среди принесенных в мастерскую музея Гомельского дворцово-паркового ансамбля раритетов оказываются настоящие жемчужины. Например, в 2010 году сюда поступили четыре картины от частного лица. Изучая их, супруги Фей выяснили, что это полотна известного польского художника Антония Квиатковского, друга и ­современника Шопена.

galkovsky@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter