Семьи, в которых пьют, несчастливы одинаково

НА днях довелось стать свидетельницей типичного диалога. В небольшом магазине шаговой доступности две покупательницы задумчиво стояли перед полками с «бюджетным» алкоголем. Одна у другой интересовалась: «Ты что своему берешь?» Ответ меня поразил: «Возьму сегодня «беленькой», а то у него день был тяжелый».  Увы, даже специалисты-наркологи замечают: порой родные или близкие – супруги, матери — провоцируют своих мужей и сыновей. «Куплю, чтобы пил дома, под хорошую закуску, а то неизвестно где и с кем», но их благими намерениями выстлана дорога сами понимаете куда… 

Интересно жены рассуждают — раз они смогут отследить, сколько и чего выпил супруг, значит, ситуация под контролем. Тем временем она медленно, но заходит в штопор. Нет, не тот, которым открывали ту самую бутылку, а тот, из которого достаточно сложно выйти уже всей семье… У близкого человека развивается серьезная зависимость, а страдают та же жена, что своей рукой покупала и наливала, дети. Ну а спустя время жизнь семьи превращается в ад.  Чего стоят ежедневные скандалы, а если еще и руку поднимает в пьяном угаре? Увы, рано или поздно ссоры, ругань, рукоприкладство сменяют когда-то веселые посиделки за столом. И тогда уже тон во взаимоотношениях меняется. А страдает кто? Самый близкий круг. Спиртное многих подвигает на выяснение отношений. Известно ведь, что каждое четвертое преступление совершается в пьяном угаре.  Вот только два недавних происшествия, которых наверняка могло и не быть, если бы их виновники не пребывали в состоянии алкогольного опьянения. В одном случае после совместного употребления крепкоградусных напитков сын в ходе ссоры убил свою мать, в другом – супруг до разрыва печени и селезенки избил жену…  

В стране сокращается количество употребления спиртных напитков на душу населения, снижается и уровень заболеваемости алкоголизмом. Статистика внушает хоть и слабый, но оптимизм. Но проблема-то все равно актуальна! Что касается семей, где пьют, она до поры до времени замаскирована под внешним благополучием, но вызревает, словно страшный нарыв. Никому неохота сор выносить из избы. Но следует понимать, что свидетелями пьянок родителей, физического, эмоционального насилия становятся дети. Если у них сложится впечатление, что такие отношения – норма? В одной из бесед врач-нарколог рассказал, что нередко пациенты, которые лечатся от алкоголизма, вспоминают, что в свое время дома распитие спиртных напитков, в общем-то, не порицалось, обычным делом было «замочить» радость или горе, посидеть с соседями за бутылочкой в выходной день. То есть ситуация повторилась.

Можно ли  «перезагрузить» такую ячейку? Да, если, к примеру, тем же супругам, которые выбирают в магазине бутылочку на вечер для мужа, понять, что последствия, которые вытекают из рюмки, как правило, печальны. Такое провокационное поведение превращает близких в больных людей,  которых потом надо лечить. Но если еще с насморком или кашлем к врачу пойти вроде как и нормально, то почему-то алкоголизм считают недугом постыдным, не многие спешат обращаться к врачам. А ведь, как и в любом диагнозе, в нем ничего постыдного или зазорного. Конечно, убедить человека пьющего в том, что ему нужна помощь специалиста, непросто. Те, кто страдает алкогольной зависимостью, как правило, не считают себя больными. Как-то поинтересовалась у психиатра-нарколога, как часто таковые сами приходят на прием по собственной воле. Оказывается, в ряде случаев инициатором похода к врачу становятся та же жена, родители. По сути, если состояние алкоголика не мешает ему существовать, нет серьезных потерь со здоровьем, сам на прием вряд ли запишется. А ведь те же врачи-наркологи замечают, что собственная мотивация и добровольное лечение приводят к более эффективным результатам. 

korenevskaja@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter