Семейный альбом акварелей Изы Заслоновой и Леонида Гальперина

Семейный альбом акварелей

Среди всех рождественских выставок эта — особенная. Хотя название лаконичнее некуда: «Заслонова. Гальперин. Акварель». На мой взгляд, афиши могли быть и более броскими. Даже потому, что художники еще и супруги почти с 60–летним стажем. Кто не мечтает о такой любви, загадывая новогодние желания? С таким красивым продолжением в детях и внуках...

Семейный и творческий дуэт Леонида Гальперина и Изы Заслоновой

Между строк и линий

К слову, организацией этой выставки занимался в том числе Роман Заслонов, их знаменитый сын, прославившийся далеко за пределами Беларуси (особенно после своего нашумевшего проекта на Венецианском биеннале). В пространстве галереи Михаила Савицкого, где демонстрируются работы Изы Заслоновой и Леонида Гальперина, истоки его вдохновения очевидны. Самое главное — оно ведь часто лишь угадывается между линий и строк. И на картинах, и в книгах Изы Заслоновой, которые (часто с иллюстрациями Леонида Гальперина) выставлены здесь же в отдельной витрине.

Лишь под одной обложкой все предельно документально. В ее «Повести об отце», посвященной Константину Заслонову, легендарному комбригу, одному из руководителей партизанского движения в годы Великой Отечественной войны. Хотя, восстанавливая хронологию давних событий, Иза Заслонова будто знакомилась с отцом заново:

— Принято считать, что героями становятся, когда жизнь заставляет. Но многие ли способны на настоящий подвиг? Отец же словно родился для этого, точно был задуман героем — видимо, у судьбы заранее были на него специальные планы.

Л.Гальперин. «Зимний дворик»

Выбор судьбы

— Словом, вы — фаталистка.

— Ну что вы, совсем наоборот. В первую очередь все зависит от самого человека, его мысли, поскольку мысль, идея является творцом, как говорил Платон. Меня всегда интересовал человек, его возможности.

— И вы стали врачом, даже защитили диссертацию.

— Да, доказала, что ресурсы нашего сердца почти беспредельны. Но в 1990–е люди науки оказались невостребованными, и я вспомнила, как увлекало меня когда–то рисование. Позже вместе с мужем мы даже оформили детскую хоккейную школу, вместе работали над заказами худкомбината.

— Таких масштабных выставок акварелей, как ваша, я, пожалуй, не вспомню. Кстати, почему вы предпочли именно эту технику, почему не масляная живопись?

— Потому что акварельные краски прозрачнее, воздушнее, ближе. Ну и масло более хлопотно, тут надо иметь мастерскую, где можно развернуться во всю ширь.

— А у вас нет мастерской?

— И никогда не было. Муж работает в комнате, я — на кухне. Так же как раньше. Кстати, это он, Леонид Гальперин, стоял у истоков белорусского дизайна, когда в 1960–е создавался НИИ технической эстетики.

Вместе Иза Заслонова и Леонид Гальперин показали свои работы публике на излете Советского Союза в Москве. После чего их часто стали приглашать на другие московские выставки. В конце концов, даже включили... в десятку лучших акварелистов России. Галерея Савицкого впервые в Беларуси презентует их как творческий дуэт. Они и сегодня продолжают писать. «Потому что не можем жить без этого», — говорит Иза Константиновна.

И.Заслонова. «Мельница и яхта»

Свет внутри

Леонид Гальперин, потерявший мать в годы войны (она была разведчицей), начал рисовать в Германии. Его отца, вернувшегося с фронта, направили туда продолжать службу. В военной части был художник по фамилии Лунев — он–то и дал мальчишке из Брагина первые уроки рисования. А тот обучил немецких детей считалочке, которую Иза Заслонова вынесла в название одной из своих книг. «Эники–бэники ели вареники» — это во многом о детстве художника Гальперина. А главный герой ее повести «Привет, предки!» — отчасти Роман. Иза Константиновна даже имя решила не менять:

— Такое красивое и почти нигде в литературе не встречается! Хотя в отличие от повести с Романом мы никогда не конфликтовали.

В этом месте сложно не вспомнить рассказ Игоря Бархаткова, однокурсника Романа Заслонова. Для многих художников этого поколения Гальперин и Заслонова — не только живопись, а фактически второй дом, где прошла их юность. Там их принимали как родных. Кормили, опекали, помогали на пленэрах и в трудных жизненных ситуациях. И каждый раз показывали гостям «горы новых работ» — так запомнил свои визиты к родителям Романа Заслонова Игорь Бархатков.

Сегодня их внук Филипп — очень интересный молодой дизайнер. А кино «Внутри себя», в котором Роман Заслонов дебютировал в качестве художника–постановщика, недавно получило первую Национальную кинопремию в номинации «Лучший фильм». Любые эксперименты в семье Гальперина и Заслоновой заранее одобряют:

— Каждому человеку время от времени стоит пробовать себя в новой деятельности. Чтобы увидеть жизнь в новом ракурсе, открыть мир заново. И обнаружить, как много в нем света.

cultura@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter