Семь пядей во лбу: правда и вымыслы об искусственном интеллекте

Семь пядей во лбу

Правда и вымыслы об искусственном интеллекте
Недавно группа ученых, в составе которой представители Высшей технической школы Цюриха и Кембриджского университета, продемонстрировали миру уникальную разработку — робота, способного создавать себе подобных. Главная фишка в том, что так называемый робот-мать умеет анализировать “детей”, изучать ошибки и создавать следующее поколение уже более совершенным, что является прямым механическим аналогом эволюции.



Стремительность, с которой человечество движется по пути от робота-пылесоса к машинам, которые на раз-два обставляют в шахматы международных гроссмейстеров, одних ученых радует, а других, наоборот, пугает. “Через каких-нибудь 30 лет, в середине 2040-х, машины станут не просто умнее человека, а умнее всего людского рода, вместе взятого. Они будут обладать сознанием и способностью к самозащите. Сначала они попытаются превратить людей в киборгов, а потом могут счесть нас непредсказуемыми и опасными видами, подлежащими уничтожению”. Нет, это не краткий пересказ “Матрицы” и “Терминатора”. Это предсказания вполне серьезного ученого — физика и предпринимателя, бывшего руководителя разработок микроэлектроники для IBM, автора книги “Революция искусственного интеллекта” Луиса дель Монте. Вторит ему и его более известный коллега — физик Стивен Хокинг: “Очень заманчиво считать, что высокоинтеллектуальные машины — это что-то из области научной фантастики. Но думать так — это ошибка, и, возможно, самая опасная из ошибок за всю историю человечества. В ближайшие 100 лет компьютеры обгонят нас по интеллекту. Мы должны быть уверены в том, что, когда это произойдет, цели компьютеров будут совпадать с нашими”. Впрочем, если одни авторитетно запугивают, то другие считают это чушью и с нетерпением ждут прорывов в сфере умной робототехники. Ведь на самом деле умные машины могут значительно разгрузить людей от рутинной работы, что очень удобно. Разобраться, где мифы, а где реальность, и стоит ли бояться искусственного интеллекта, помогут факты.

В  идеале искусственный разум должен представлять собой в точности воссозданные мыслительные процессы человека, включая способность учиться чему угодно, рассуждать, использовать язык и формулировать оригинальные идеи. Но на сегодняшний момент даже самые умные роботы очень и очень далеки от этого. Люди в своих решениях часто следуют за интуицией либо делают абсолютно случайный выбор. Машины так не могут. Люди сочетают логику с воображением. Даже великим ученым помогают не только структурированные знания и четкие формулировки: большое значение имеют вдохновение и догадки. На такое машины не способны. Однако, если понимать искусственный интеллект в более узком смысле, сегодня он уже может многое.

Первое — он способен решать задачи. Базовый алгоритм прост, хотя сам процесс его выполнения довольно сложный. Сначала умный робот или компьютер собирает факты (собственными сенсорами либо человек вводит данные). Затем он обрабатывает новую информацию, сравнивая с данными, которые уже хранятся в его памяти. И, наконец, оценив все возможные решения, выдает самое оптимальное. Пример машин такого рода — суперкомпьютеры с шахматными программами. Второе — он учится. Допустим, роботу нужно обойти препятствие. Выполняя задачу в первый раз, он выбирает оптимальный вариант движения и “запоминает” процесс, так что в аналогичной ситуации в будущем попытается действовать так же. Некоторые роботы “учатся”, элементарно копируя движения человека. Например, в Японии робота так “научили” танцевать. Но все это, конечно, несравнимо со способностями человека впитывать новые знания. Третье — он умеет контактировать. Например, робот Kismet, разработанный в лаборатории искусственного интеллекта в Массачусетском технологическом университете, распознает язык тела и голос человека и реагирует соответственно.

Всеми этими способностями сегодня обладают супердорогие андроиды, которых периодически показывают в новостях как сенсацию (в мире их порядка десяти моделей). Особенно их любят создавать в Японии. Самый известный из них ASIMO — интеллектуальный гуманоидный робот фирмы Honda. Он умеет пользоваться интернетом, вполне сносно отвечает на задаваемые вопросы, распознает лица, звуки, окружение и жесты. Интересно, что этот робот “отметился” и в большой политике — в 2003 году он практически повсюду сопровождал премьер-министра Японии Дзюнъитиро Коидзуми, был официально представлен президенту Казахстана Нурсултану Назарбаеву и королеве Дании Маргрете II, с которой даже обменялся шутками на ее родном языке. И все же при всех его достоинствах ASIMO нельзя назвать подобным человеку — это всего лишь умная машина.

Это интересно

Голодные черепашки

Первых роботов, способных к обучению, создал еще в 1948 году английский нейрофизиолог и пионер робототехники Грей Уолтер. Назывались они Machina speculatrix, но в историю вошли как “черепашки”, поскольку действительно напоминали этих существ внешним видом и медлительностью. Всего Греем Уолтером было создано их более 8 штук, но известность получили только первые три — Эльмер, Элзи и Кора. Они были снабжены устройством, помогавшим им не сталкиваться друг с другом при движении, а также приспособлением, благодаря которому, чувствуя “голод”, то есть истощение аккумуляторных батарей, они направлялись к специальному “месту кормления”, где подключались к электросети и “глотали” электричество до тех пор, пока аккумуляторные батареи не перезаряжались.




КОМПЕТЕНТНО

Боимся самих себя

Светлана Пашкевич, кандидат биологических наук, специалист в области экспериментальной нейрофизиологии, заведующая лабораторией Института физиологии НАН:

— Я категорически не согласна с теми учеными, в частности и со Стивеном Хокингом, которые предрекают гибель человеческой цивилизации от машин, обладающих искусственным интеллектом, сравнимым с человеческим. Во-первых, создать нечто подобное, по крайней мере, в ближайшее время, абсолютно нереально. Все роботы, которые существуют сейчас, могут выполнять исключительно заданные человеком функции. И в основном предназначены для выполнения каких-либо работ — хозяйственных или промышленных. То, что они могут воссоздавать себе подобных (работая по заданным человеком программам разной степени сложности), совсем не сенсация.

Мы говорим о том, что хотим сконструировать интеллект, аналогичный собственному. Но как это сделать, если мы до сих пор до конца не понимаем его механизмы? Действительно, взяв за основу принцип работы нейронной системы мозга, мы скопировали ее в весьма грубой форме и создали компьютер. Но искусственный разум — это уже задача совершенно другого уровня. Мы можем совершать несколько действий одновременно (думать, говорить, идти и т. д.). А компьютерные процессы основаны на алгоритмах. Чтобы решать несколько задач сразу, даже супербыстрым машинам нужно несколько процессоров. Да и есть много других нюансов, воспроизвести которые на самом деле невозможно.

Что же касается опасений по поводу того, что машины в конце концов могут попытаться уничтожить или поработить людей, то, как мне кажется, это вполне реальный сюжет. Но только в том случае, если такая задача будет “вложена” в них другими людьми. То есть решать будут не сами машины и не их интеллект, а их хозяева. То есть фактически мы боимся не разумных машин, а самих себя.

bebenina@sb.by


Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter