Сельской торговле пропишут перемены

Межведомственная рабочая группа должна внести свои предложения по совершенствованию торгового обслуживания сельчан в Совмин
СЕГОДНЯ межведомственная рабочая группа, которая была создана в нашей стране месяц назад, должна  внести свои предложения по совершенствованию торгового обслуживания сельчан в Совмин. Вопрос, что называется, назрел, ибо сельская торговля очень неуклюже реагирует на вызовы времени, а отношения между продавцами и покупателями в деревнях никак не назовешь спокойной рекой. Они, скорее, похожи на бурлящий водопад: первые постоянно сетуют на низкую покупательную способность, у вторых немало претензий к качеству и ассортименту товаров. И услышать друг друга они, судя по тому, что пришлось оперативно собирать рабочую группу, видимо, не хотят….

Деревенский магазин, будь то стационарный или передвижной, в первую очередь ассоциируется с потребкооперацией. Кто как ни они живут заботами сельчан: по всей республике около 10 тысяч сельмагов, по  отдаленным населенным пунктам курсирует свыше 750 автолавок. Целая система, которая разрабатывалась и функционирует годами. Но назрело время перемен. И немалых. 

Цифры за прошлый год — повод задуматься. Убытки Белкоопсоюза — порядка 75 миллиардов неденоминированных рублей. Судя по всему, итоги года нынешнего тоже будут далеки от оптимистичных. Почему так происходит, а главное — есть ли выход из положения? Ведь, казалось бы, такая крупная сеть должна ежегодно увеличивать прибыль, а не подсчитывать убытки.

На мой взгляд, если дело касается торговли сельской, то здесь не подходят правила, одинаковые для всех, продиктованные сверху. Подход нужен индивидуальный, отдельный для каждого района, и вот почему…

Довелось в одной из командировок пообщаться с покупателями, которые отовариваются в автолавке. Они посетовали, что им перестали привозить хлеб, испеченный в соседнем районе. Доставляют им буханки только от местного хлебозавода — он, может, и хорош, но не по душе сельчанам. Несколько раз просили продавца привозить именно полюбившийся продукт, но та ни в какую: берите, что дают. Ну те и договорились с продавцом частным, чтобы нужный товар им в деревню доставлял именно он. Тот смекнул, что к чему, и провел среди сельчан анкетирование: что, кому, сколько нужно. Свою небольшую автолавку, которая поместилась в автомобиле с кузовом универсал, снабдил самым необходимым, и дело пошло. А ведь на такой маркетинговый ход мог пойти и тот продавец, к которому сельчане обратились в первую очередь. Но отклика не было, поэтому сейчас кто-то просто получает зарплату, а кому-то в карман идет прибыль.

Такие ситуации возникали и будут возникать не только в отдельно взятой деревне — они характерны для многих населенных пунктов. И если частник — сам себе хозяин и может быстро подстроиться под запросы именно того, кто дает ему деньги, то наемный продавец чаще слушает распоряжения руководства и старается угодить именно ему. При этом только делает вид, что слышит покупателя. Ведь как иначе можно объяснить, что нередко сельчане предпочитают закупаться все же у частника? Почему он готов идти на уступки, привозить тот товар, который востребован, и убирать с полок то, на что нет спроса? Частных магазинов в наших деревнях, кстати, немало: почти столько же, сколько и государственных — свыше 9 тысяч. А, как известно, предприниматель не придет туда, где нет прибыли. Если на поле сельской торговли их немало, значит, работать, а главное — зарабатывать можно. 

Хватает и частных магазинов на колесах — одна из известных торговых сетей уже, к примеру, запустила свои автолавки. Среди местных жителей конкретных районов тоже есть предприимчивые люди, которые доставляют товар сельчанам на своих автомобилях. Может, пора поддержать таких частников? Предложить им, допустим, налоговые льготы, бонусы при раскрутке и освободить при этом от такой нагрузки тех, для кого торговля на селе стала долговой ямой. Придет ли межведомственная рабочая группа к такому решению или найдет другой выход из ситуации, главным остается одно: пора перестать искать оправдания, винить покупателя или конкурентов, а менять подход к делу. 

borisovez@sb.by
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter