Руководители крепких сельхозкооперативов затягивают их преобразование в ОАО

Село примеряет новую форму

До 31 мая в стране не должно остаться ни одного сельскохозяйственного производственного кооператива. Это предусмотрено Указом Президента № 349 «О реорганизации колхозов (сельскохозяйственных производственных кооперативов)», который был подписан 17 июля 2014 года. С начала лета хозяйства станут акционерными обществами с государственной формой собственности.

Фото БЕЛТА

Колхозы, которые уходят в историю, де–юре уже давно сменили название, став СПК. Де–факто предприятия оставались частными, а дела производственные решал коллектив. Впрочем, редкие хозяйства не пользовались при этом господдержкой, и многие председатели кооперативов фактически исполняли распоряжения местных властей. После выхода президентского указа большинство аграрных предприятий оперативно акционировалось в государственную форму собственности. Тем, кто с преобразованиями не успел, дали отсрочку. Но осталось всего четыре месяца, а около сотни аграрных предприятий с реорганизацией не торопятся. Почему?

К примеру, в Брестской области не преобразовано 9 СПК. Кооператив «Любищицы» Ивацевичского района — один из таких. Его председатель Михаил Роденя не скрывает: к переходу в ОАО он не хочет прикладывать руку. Доработает до марта, когда заканчивается контракт, а дальше, возможно, реформу проведет другой руководитель. С Михаилом Роденей хозяйство прошло путь в 11 лет. Крепким предприятием стали не сразу. За десять с лишним лет хозяйство увеличило надои с 2,5 тысячи килограммов с коровы до 5,5 тысячи. Поголовье выросло с 2.400  до 3.000. Михаил Роденя говорит не без гордости, что это заслуга каждого работника. Плюс — внимание со стороны государства:



— Фермы отстроены благодаря президентской программе. Теперь там новое оборудование, прекрасный доильный зал. Государство дало льготные кредиты, а Правительство сделало рассрочку платежей через Банк развития на 5 лет. Конечно, никогда СПК не были частными на 100 процентов. Но коллектив принимал важные решения по внутрихозяйственной деятельности.

В этом председатель видит проблему. На его взгляд, самоуправление дает больше возможностей руководителю хозяйства, чем ОАО с контрольным пакетом акций у государства. И приводит один из примеров:

— У меня сломался комбайн в разгар посевной. Нужно срочно купить запчасти, например, два ремня по триста рублей. А денег на перечисление по безналу нет. Мы собираем правление и принимаем решение: оплатить наличкой. Купили, привезли, поставили, работа пошла. В акционерном обществе я уже не имею прав на такой ход. И это касается многих вопросов.


Фото  Виталия  ГИЛЯ.

С доводами Михаила Родени отчасти не соглашаются в Комитете госконтроля. Как раз сейчас предприятие проверяет Барановичский межрайонный КГК. Его главный специалист Святослав Скипор считает, что акционирование сделает взаимоотношения хозяйства и государства более прозрачными:

— По сути, СПК — это только декларативно частная форма. А как же льготные кредиты на строительство ферм? Государство выплатило громадные суммы компенсации за счет бюджета. Какая тут частная форма? Да, в СПК немного больше свободы. Руководитель крепкого хозяйства может где–то начислить большую зарплату сотрудникам. Но таких — единицы. Даже у этого предприятия есть долги.

Если сильные кооперативы не спешат, то слабые уже давно разглядели пользу от преобразований и акционировались. Надеются, что под прямым госуправлением их дела пойдут в гору. По данным КГК Брестской области, сегодня в оздоровлении нуждается 31 нерентабельное сельхозпредприятие региона из 251.

Прямая речь


Наталья Занько, начальник отдела комитета по сельскому хозяйству и продовольствию Брестского облисполкома:

— Правовая форма СПК сегодня не соответствует закону. В Гражданском кодексе субсидиарная ответственность предусмотрена личным участием каждого члена коллектива: трудовым и имущественным. Согласитесь, ни один работник кооператива не несет свое имущество при приеме на работу. Кроме того, государство оказывает большую помощь кооперативам: выделяются бюджетные деньги на топливо, минеральные удобрения, есть надбавки на молоко. При этом СПК формально — частная форма собственности. Возникает парадокс. Кроме того, когда у аграрных предприятий появляются проблемы, они просят выручить облисполком или местные власти.

Некоторые руководители хозяйств области не спешили с преобразованием, надеясь, что, возможно, все останется как есть. Но задача поставлена — мы должны ее выполнить.

Вопросы перехода


Все СПК Брестской области, которые сегодня не спешат с переходом в ОАО, — экономически крепкие хозяйства. В кооперативе «Рогознянский» Жабинковского района за прошлый год заработали около 600 тысяч долларов. Рентабельность — 18 процентов. Реализация молока класса экстра свыше 90 процентов. 7.446 килограммов — удой на корову. 184 сотрудника получают в среднем 600 рублей, никакой текучести кадров. Об этом СПК можно сказать еще много. Например, о Wi–Fi на каждой ферме... Тотальная модернизация, европейская точность и аккуратность, армейская дисциплина. Всего этого, говорит председатель Александр Семенюк, коллектив добился сам, но совсем скоро работники будут лишь совладельцами предприятия:

— Мы принимаем перемены. Но размышляем: зачем что–то делать с курицей, которая и так несет золотые яйца? Сейчас у нас с райисполкомом доверительные партнерские отношения, конфликтов не было никогда. Но при этом мне не укажешь, например, что где закупать. Я все подсчитаю вплоть до копейки и сам буду нести ответственность. А когда изменится форма собственности, будет так: сказали — делай!

Конечно, государство оказывает помощь и «Рогознянскому»: льготы по кредитам, надбавки на молоко. Но руководитель говорит, они могли бы работать и без поддержки, не имея долгов и краткосрочных кредитов.

— В каждом районе сегодня есть два–три таких хозяйства, как наше. Реформировать сельское хозяйство нужно, но, может, не стоит трогать то, что и так работает хорошо? Свою точку зрения я письменно изложил и отправил министру сельского хозяйства и продовольствия.

alexbresta@gmail.com

Советская Белоруссия № 22 (25157). Четверг, 2 февраля 2017

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter