Кого в пригородном бобруйском Сычково работа ищет и кто от нее бегает

Сельмажная правда

ПОЧИТАЕШЬ иные газеты, изучишь содержание отдельных сайтов — и невольно  складывается впечатление, что страну охватил накал нешуточных страстей. Что мы забросили все насущные дела — не сеем, не пашем, не строим, а рвем нервы и горло на площадях  в защиту тех, кто не участвует в финансировании социальных расходов государства. Мне стало интересно: на самом ли деле реальная обстановка так удручающа, как выглядит на фото и видео? 

За точку отсчета выбрала деревню Сычково, что под Бобруйском. Совсем недавно в райцентре как раз прошел так называемый марш… 


НЕСМОТРЯ на раннее утро, жизнь в Сычково кипела: одни шли на почту, другие спешили в магазин, кто-то беседовал с соседом, греясь под робкими солнечными лучами. И все без исключения оказались на удивление разговорчивыми, доброжелательными, позитивно настроенными: рассказали не только, где находятся ФАП, местный клуб и сельмагазин, но и не прочь были пофилософствовать. 

Хоть деревня всего  в нескольких километрах от Бобруйска, здесь течет размеренная жизнь без каких-либо явных всплесков и громких событий. Потому, наверное, и неудивительно, что большинство местных жителей к протестам иных горожан относятся с искренним безразличием.

На мой вопрос в сельском магазине, своеобразном перекрестке мнений в любой деревне, по поводу работы многие лишь плечами пожимали: мол, если есть желание, всегда найдешь чем заняться. Единственное, подмечали собеседники, зарплата могла бы быть больше. 

— Продавцом в магазине не первый год, — рассказывает Елена Шарикова. — Молоко раньше стоило пять тысяч — зарплата была два миллиона. Сейчас молоко уже рубль 10 копеек, а зарплата 240 рублей. Особенно тяжело, когда семья, дети. Тут власть как-то должна пошевелиться. А на площадь без толку ходить, только время тратить. Вон, смотрите, подходят «работнички». Вот эти митингуют по любому поводу. 

Один из тех, о ком так нелицеприятно отозвалась  Елена, представился Феликсом. Горячо дыша ядреным перегаром не менее горячо убеждал меня, что он строитель, а пьет и гуляет потому, что ему, мастеру золотые руки, платить нормально не хотят, а за копейки спину гнуть «няма дурных». 

— Алкаш ты и тунеядец, пенсию матери пропиваешь, — не  выдерживает такого бахвальства мужчина пенсионного возраста, назвавшийся Анатолием Ивановичем.

В процессе бурной дискуссии выясняется, что этот самый Феликс, а также пяток таких же, как он, «мастеров» уже несколько лет  от работы бегают как черт от ладана.

Забулдыги, ничуть не смущенные такими в свой адрес словами, удалились  с вожделенной бутылкой, а собравшиеся в магазине люди подсказали мне адрес человека, который совсем не гнушается работать «за копейки». 

Федор Алехно — молодой специалист, только-только пришел работать в музей. Зарабатывает чуть больше 250 рублей, а у него семья, ребенок.

— Конечно, хотелось бы больше. Но у меня пока нет опыта — только университетские знания, нет стажа. Но все равно,  чем без дела слоняться, лучше работать. И потом — мужик я или кто? Если ума хватило жениться и завести ребенка, то я должен в лепешку  расшибиться, но сделать так, чтоб они не нуждались. И сделаю. Да, у меня есть знакомые, которые, получив дипломы, сидят у родителей на шее по несколько лет: там  тяжело, там мало платят. Такие и должны платить налог. Только, может, не всех под одну гребенку нужно стричь — всякие ситуации в жизни бывают. Как вариант, пересмотреть его форму: например, для таких людей сделать платную медицину, образование, еще там что-то. 

— Сычково — центр Сычковского сельсовета. Деревня достаточно большая: 203 двора,  361 житель, из них 191 — трудоспособного возраста, 33 ребенка  и 137 пенсионеров, — дает раскладку председатель сельисполкома Зинаида Трубочка. — Одни находят работу здесь. Другие едут в райцентр: благо до него рукой подать и транспортное сообщение хорошее. Там устраиваются в разных организациях, на крупных предприятиях — «Белшина», Бобруйский завод тракторных деталей и агрегатов не простаивают.

К слову, сам Сычковский сельсовет не такой уж маленький: 26 деревень, 1639 человек,  из них 876 трудоспособных, 588 пенсионеров, 64 инвалида.

Насчет работы, жизненной позиции отдельных односельчан. Зинаида Степановна категорична:

— Лодыри — они везде лодыри. Мало где такое богатство выбора, как у нас. Смотрите: совхоз «Киселевичи», детский сад-средняя школа, сельские клубы, амбулатория врача общей практики, ФАПы,  два отделения почтовой связи и отделение сбербанка, библиотека. Добавляем  АЗС, кафе, базы и лагеря отдыха, лесничество, аэроклуб, метеостанцию, магазины, два участка ЖКХ, гостиницу, два мебельных и предприятие деревообработки, организации, оказывающие грузовые и пассажирские перевозки. Тут не человек работу ищет,  а она его.

ПОСЛЕ нашумевших событий в управление по труду, занятости и соцзащите Бобруйского райисполкома шла с подспудным ожиданием  увидеть тех самых возмущенных безработных с митинга, которые пришли отстаивать свое конституционное право на труд. Нет, в коридорах тишина, в кабинетах  обычная рабочая обстановка. Было два человека, и еще кого-то, как поняла из разговора, консультировали прямо по телефону. 

— По состоянию на 1 марта у нас 57 безработных, а предложений в банке вакансий 191, — комментирует ситуацию начальник управления по труду, занятости и социальной защите населения Бобруйского райисполкома Наталья Песоцкая. Район сельскохозяйственный, специалистов больше требуется в аграрную отрасль. С этим перечнем можно у нас ознакомиться, можно и на сайте райисполкома посмотреть. Такие списки есть и в каждом сельсовете.

Кстати, в Сычковском сельисполкоме тот самый список находится на самом видном месте. Вакансий много: папка уж очень толстая. Например, только в совхозе «Киселевичи» ждут бухгалтера, ветврача, лаборанта, полевода, техника по искусственному осеменению животных, инженера-механика, подсобного рабочего, техника. Было бы желание трудоустроиться. Да, зарплаты маленькие: в основном предлагают чуть более 240 рублей в месяц. Но, с другой стороны, надо же с чего-то начинать.

И вот что бросилось в глаза: бумага — белая, не пожелтевшая.  Значит, вакансии свежие — то есть работу найти реально. Но, похоже, я единственная, кто просматривал эти списки: листики не смятые, не замусоленные.

— А чему вы удивляетесь, — прокомментировала Наталья Песоцкая. — Мы регулярно организовываем  встречи с незанятым населением, приезжаем в сельсоветы, консультируем, озвучиваем список вакансий. Все бы хорошо, только вот на приеме в Телушском сельсовете, который я проводила лично, было всего два человека. А ведь мы жителей информируем заранее: сообщаем в печати, развешиваем объявления на почте, в магазинах — там, где большое скопление людей. 

Да и люди разные приходят, пояснила Наталья Васильевна. Одни жадно хватаются за любую возможность трудоустроиться, а другие еще и нос воротить будут. Только вот чем дома сидеть у семьи на шее, не лучше ли пойти работать?! Пусть для начала и за 240 рублей.

Тут я вспомнила Татьяну Чешко, которая недавно переехала в Сычково из Любанского района, где еле концы с концами сводила на 180 рублей. А сейчас, как сама говорит, веселее стало: работает пчеловодом в Мирадинском лесничестве. Платят 300 рублей.

— Для меня это деньги. Хотя некоторые и за 500 рублей работать не хотят. Хозяйство держу — так и выкручиваемся. На развлечения средств не остается, но это мои проблемы.

РАБОТАЯ над этими заметками, сделала для себя два маленьких, назову это так, открытия. Первое: завышенный уровень притязаний у тех, кто, не имея на то особых оснований, кроме записи в дипломе, хочет все сразу и много. Второе: работа — лишь бы день до вечера, когда желательно палец о палец не ударить, но получить много. Спросишь у таких: «А за что платить?» — В ответ услышишь бранные слова с модным словом «ганьба» в конце. 

И еще одно сычковское открытие — напоследок. Думаю, как был бы рад мой знакомец Феликс и иже с ним, если бы  придумали такую вакансию — работа на диване. Боюсь, они даже на площадь выйти не соберутся. Из-за лени. 

Вот такая она — правда из сельмага. Сельмажная, стало быть...

syritskaya@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter