Секреты подземки

Эскалаторы для “Октябрьской” можно было купить в четыре раза дешевле, а на складах метрополитена уже 20 лет пылится оборудование на 3 миллиарда рублей Знали ли вы, что под столичным асфальтом спрятано почти 60 миллиардов рублей? Правда, это не монеты, слитки или украшения, припрятанные на черный день бережливым предком, не золотовалютные резервы — это “закопанные” бюджетные деньги. Проверки Комитета госконтроля показали, что при строительстве метро за последние три с половиной года эти средства (более 10 процентов от общих расходов) были использованы неэффективно и с нарушением законодательства. Причем две трети суммы ушли на “замороженные” стройки.

Эскалаторы для “Октябрьской” можно было купить в четыре раза дешевле, а на складах метрополитена уже 20 лет пылится оборудование на 3 миллиарда рублей

Знали ли вы, что под столичным асфальтом спрятано почти 60 миллиардов рублей? Правда, это не монеты, слитки или украшения, припрятанные на черный день бережливым предком, не золотовалютные резервы — это “закопанные” бюджетные деньги. Проверки Комитета госконтроля показали, что при строительстве метро за последние три с половиной года эти средства (более 10 процентов от общих расходов) были использованы неэффективно и с нарушением законодательства. Причем две трети суммы ушли на “замороженные” стройки.

По словам председателя КГК Зенона Ломатя, контролеры постарались выяснить, насколько рационально используются государственные деньги, выделенные на строительство метро. А это приличные объемы: с 2006 года израсходовано 510 миллиардов рублей. Результаты поразили — огромные суммы пропали из-за поразительной бесхозяйственности. И хотя многие руководители, которые закрывали глаза на финансовые махинации, уже сменили место службы, ущерб возместить придется — в судах идут административные процессы. — Работает руководитель или нет — значения не имеет, — жестко пояснил Зенон Ломать. — Если возникнет необходимость возбуждать уголовные дела, они будут возбуждены. Финансовая милиция уже имеет такие поручения и работает в этом направлении.

Склады переполнены... даже в метро

Львиная доля средств — 40 миллиардов — покоится в незавершенных стройках. Второй вестибюль на станции “Молодежная” строится уже десять лет. До финиша он не дотянул совсем чуть-чуть: 35-миллиардный проект готов на 90 процентов, но дальше дело не двигается. Другой пример — буквально на следующей остановке, в переходе рядом с “Фрунзенской”. Здесь за завешенными жестяными листами стенами прячется двухэтажный торговый зал площадью более 4 тысяч квадратов. Администрация пыталась избавиться от незавершенки, выставив на аукцион, но вовремя не разобралась с “подземельем” — теперь же в окрестностях выросло много магазинов и даже гипермаркет, так что рыночная ниша, похоже, упущена. Другое больное место — склад в Шабанах, который по разнообразию и обилию содержимого может соперничать с заполярным хранилищем из фильма “Начальник Чукотки”. В его недрах 68 километров проводов и кабелей, 30 тонн металлов, десятки тысяч ламп, сотни чугунных задвижек — более 24 тысяч единиц. Неликвидные запасы хранятся тут от 5 до 20 лет и оцениваются в 3 миллиарда. Четыре года назад метрополитен приобрел дорогостоящую систему пожаротушения “Игла”, которую планировалось установить в пассажирских вагонах. Теперь она на складе, который превратился для “Иглы” в склеп...

Лестница в никуда

Самый нашумевший проект метрополитена — замена эскалаторов на пересадочной станции — обещал увеличить пропускную способность узла на 8 тысяч человек, но на деле привел к неэффективной трате более чем 7 миллиардов рублей. Почему-то разработчики “подогнали” проект под украинскую фирму, которая поставила четыре движущиеся лестницы за 4,4 миллиона долларов, хотя экспертиза выяснила, что финские и американские компании могли выполнить заказ в 3—4 раза дешевле. Но проблемы на этом не закончились: кроме переплаты контролеры обнаружили приписки работ и другие нарушения. Миниатюрные шлагбаумы (те самые, которые не дают пробраться на эскалатор, когда он остановлен) покупали в России за 73,5 миллиона рублей, в то время как отечественные предприятия могли не только изготовить аналогичную технику, но и сделать это, с учетом всех расходов, почти в пять раз дешевле. Венцом закапывания средств в землю во всех смыслах слова стал монтаж эскалаторов: российская фирма за одни и те же работы получила двойную оплату — первый раз (как и полагалось) от подрядчика, а второй — от эксплуатирующей организации. О том, что Мингорисполком не всегда контролировал дела подземки должным образом, свидетельствует еще один факт: на станции “Уручье” лежит некачественный гранит, который не соответствует стандартам по истираемости (превышает норму в два раза). Мало того, что гранит бракованный, так еще и переплатили за камень более 288 миллионов рублей. — Виктор Павлович, творится черт знает что! — эмоционально обратился председатель Госконтоля к вице-премьеру Виктору Буре. — Вы правильно акцентировали вопросы, сейчас надо разбираться... — согласился вице-премьер. Председатель КГК пообещал, что его ведомство возьмет строительство метро под постоянный контроль. — Мы прошляпили это направление, я не оговорился, — сказал Зенон Ломать. — Если бы занялись этим вопросом три года назад, такой ситуации не было бы. Поэтому мы продолжим проведение проверочных мероприятий — избирательно, точечно. И в заключение — еще один факт, обнаруженный Госконтролем. Когда в 2006 году рассматривались варианты закупки новой техники для прокладки метро, Мингорисполком решил не тратить 50 миллиардов на современные машины, а купить немеханизированный проходческий щит, технологию полувековой давности — в месяц он способен продвинуться на 20—50 метров, в то время как зарубежные средства позволяют преодолеть 200—900 метров. Интересно, успеем ли мы с такими технологиями сдать к 2011 году три станции, а в 2012 — добраться до микрорайона Малиновка?

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter