Как нам уйти от футбольного инкубатора (где все одинаковы) к воспитанию уникальных, не похожих ни на кого игроков?

Секрет в том, что секрета нет

Как нам уйти от футбольного инкубатора (где все одинаковы) к воспитанию уникальных, не похожих ни на кого игроков?
Бутсы на гвоздь Олег Севостьяник повесил 28 лет назад. С тех пор практически без перерывов воспитывает юных футболистов Гродно. Через его руки прошли многие из тех, кого сегодня обязательно упоминают в летописи клуба “Неман”. За него могли бы многое сказать воспитанники, но и самому Севостьянику есть что сказать на волнующую нас тему.

— Свой первый набор помню прекрасно — Сулима, Таращик, Ровнейко, Доля. Ходил по школам, смотрел 8-летних пацанов, звал, уговаривал. Набрал группу, и знаете ли, с этими мальчишками 1980 года рождения через восемь лет мы и в юниорской сборной оказались вместе, представляли страну на чемпионате Европы. Ту команду забыть никак нельзя — Виталий Кутузов играл в ней, Андрей Разин. Классный состав!

— Юниоры очень давно нас не радуют. Молодежка, которая в конце 1990-х и начале 2000-х пробивалась в финальные стадии чемпионатов Европы, на Олимпиаду, своими нынешними результатами разочаровывает тоже. Неужели действительно правы те, кто говорит, что и двадцать, и десять лет назад наш футбол выезжал за счет Советского Союза, а нынешняя нерадостная картина и есть истинное зеркало положения дел?

— Главное отличие пацанов, с которыми я начинал, от современных — тогда не было компьютеров. Соглашусь, это мысль не новая, но это на самом деле так. Это — беда! В 1980-е и начале 1990-х дети проводили свободное время на улице, а не сидели дома в “стрелялках”. Не забудем и то, что все жители нашей страны тогда жили существенно беднее. У пацанов хорошо если были майка, трусы, гетры и кеды. Сегодня чуть ли не у каждого адидасы, найки, понты, хочу тренируюсь, хочу нет — а тогда и выбора-то никакого не было. Нынче только занимайся — тебе и искусственные поля, и манежи, и мячи, и амуниция. Но того энтузиазма, что был, почему-то нет.

— Почему, кстати, нет?


— Времена другие. Каждый ищет выгоду...

— Это правда, что в наших ДЮСШ ради премий и другого благополучия тренеры натаскивают малолетних пацанов на победы в отдельных матчах или турнирах, а не работают над повышением индивидуального мастерства юных игроков?

— Не верю. Так и запишите: нет у нас такого. Но есть другая проблема: как нам уйти от футбольного инкубатора (где все одинаковы) к воспитанию уникальных, не похожих ни на кого игроков?

— Недавно, помнится, даже главный тренер сборной Германии Йоахим Лев жаловался, что в разного рода немецких академиях (которые многие совершенно справедливо представляют в виде образца организации футбола) его подопечным столь усердно вбивали в головы и ноги одни и те же истины, что на поле они начали действовать шаблонно, без изюминки...

— Вот и я о том же. Размышляю над вопросом, где нам взять новых Стрельцовых, Численко, Блохиных, и, знаете, к какому ответу прихожу?

— Любопытно.

— Вся проблема в том, что у нас исчез дворовой футбол. Мяч пацаны гоняют где угодно — в Африке, Бразилии, Таити, но только не у нас. Раньше в футбольные секции приходили ребята, знающие правила и хоть что-нибудь умеющие. А сейчас всех приходится учить чуть ли не с нуля. И невольно при их подготовке появляется шаблон, тренеры предпочитают минимизировать импровизацию, она становится лишней проблемой. Игроков наших учат бегать, прыгать, правильно бить по мячу, они вроде получаются неплохими, но — без искры. А в ней-то и скрыт секрет футбола.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter