«Сегодня мы говорим об экономическом возрождении регионов»

Насколько коснулась чернобыльская тема каждого белоруса?

(Продолжение. Начало в номере за 26 апреля.)

 Владимир КУДИН: — Прошла информация, что призывники Гомельщины — самые здоровые. И действительно такое сообщение было обнародовано в прошлый призыв.

Лариса ДАНИЛОВА: — У населения загрязненных территорий санировались миндалины, зубы. Детей отправляли отдыхать. Давали разные витаминные добавки. Это позитивно отразилось на качестве здоровья.

Но при этом мы можем сказать, что есть разновидность злокачественных образований, которых становится много в нашей стране. Сейчас мы тоже этим занимаемся. Нам кажется, что не столько Чернобыль сыграл свою негативную роль, сколько рост избыточной массы тела и ожирение.

«БН»: — Хотелось бы уточнить насчет ликвидаторов. Они должны сами приезжать на оздоровление или у них есть плановые обследования.

Геннадий АНЦИПОВ: — Само понятие диспансеризации подразумевает определенную обязательность.

Владимир КУДИН: — Все население, пострадавшее от катастрофы, подлежит специальной диспансеризации. Данные о состоянии здоровья вносятся в государственный регистр. На первом этапе это было 2,2 миллиона человек. Сегодня — 1 миллион 431 тысяча. Пострадавшее население разделено на несколько категорий. Для каждой из них имеется перечень медицинских обследований, которые должен пройти человек один или два раза в год. В последние три года все дети проходят диспансеризацию. Взрослые — примерно 98,8 процента.

Ликвидаторы, эвакуированные и их дети тоже состоят на медицинском учете. И если, к примеру, у внука ликвидатора появится заболевание, которое может быть связано с Чернобылем, он будет признан инвалидом-чернобыльцем.

«БН»: — Почему продуктов, например, молочных, из Гомельской области нет в Минске?

Геннадий АНЦИПОВ: —  Естественно, скоропортящиеся продукты куда-то возить никто не будет. А долгохранящиеся, например, сыры, идут даже в Россию, в частности в Санкт-Петербург.

У нас около 850 постов и пунктов радиационного контроля по всей стране. На любом рынке есть такой пост. Вы где-нибудь слышали, чтобы из хозяйств или промышленных предприятий в торговую сеть прошла ненормативная продукция?

«БН»: — Так для нас актуален чернобыльский синдром?

Геннадий АНЦИПОВ: — Да. Но не стоит паниковать, разжигать страсти. Надо действовать, и государство действует, чтобы люди не получали дозы выше допустимой.

Лариса ДАНИЛОВА: — Но способы борьбы с чернобыльским синдромом мы можем предложить. Это: прекращение курения, контроль за своей окружностью талии. Она у мужчины должна быть в идеале не больше 94 сантиметров (не превышать 102), у женщины — 80 (88). Плюс достаточное количество клетчатки в рационе — не менее 15 граммов в день. Употребление свежих овощей и фруктов, профилактика рака толстого кишечника, контроль за своим артериальным давлением. У женщин — регулярный осмотр молочной железы.

Геннадий АНЦИПОВ: — Я хочу предложить несколько советов с точки зрения радиационной защиты, чтобы не было синдрома. Первое — не нарушайте режим территорий, на которых установлен контрольно-пропускной режим. Будьте осторожны с дарами леса на загрязненной местности. В каждом лесхозе, лесничестве, где есть такие леса, покажут, где можно, а где нельзя собирать грибы.

Вера ГНИЛОЗУБ,

Татьяна УСКОВА, «БН»

 (Окончание следует.)

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter