Сеансы поют романсы

«Грядка» авторского и фестивального кино нуждается в поливе

Фестиваль для любого режиссера и актера — момент истины. А как иначе? Ведь, кажется, и сыграли отлично, и постановка отменная, и каждый кадр радует глаз. Вот она, слава! Только протяни руку — и статуэтка твоя. Да вот только бывает, что не дают заветную премию, хоть ты тресни.

Вот и я. Смотрю киноафишу, с надеждой пробегаю каждую строчку — и хоть ты тресни. Пусто. Все самое интересное опять сняли, а точнее, так и не поставили.

«Нимфоманка» Ларса фон Триера, «Жизнь Адель» Абделатифа Кешиша, «Далласский клуб покупателей» и все тот же «Волк с Уолл-стрит»… Грядущие в минских кинотеатрах премьеры — «Конгресс» и «Отель «Гранд Будапешт»… Клянусь, названия фильмов, которые по непонятным мне причинам уже объехали или только готовятся объехать родной Брест стороной, можно перечислять бесконечно. Или, может быть, причины эти непонятны только мне?

Совершенно ясно: каждый областной киновидеопрокат — учреждение государственное и ориентируется прежде всего на прибыль. Вот и в «Брестоблкиновидеопрокате» говорят о том же: рентабельность — один из важнейших приоритетов. А на авторском кино, под которое попкорн не пожуешь и пивка не выпьешь, много не заработаешь. Впрочем, в городе, где раз в два года проходит довольно крупный международный кинофестиваль, крутить целый месяц сразу три фильма, в названиях которых фигурирует слово «любовь», — явный перебор. Или, как минимум, безвкусица.

Каюсь и припоминаю, что залетали в Брест и «пташки» поярче. «Древо жизни», например, прямо с Каннского кинофестиваля. И оскароносные «гости» вроде «Миллионера из трущоб». И «В тумане» белорусского режиссера Сергея Лозницы. Правда, за неделю проката картину по повести Быкова посмотрели всего 1300 брестчан. При этом на премьеру фильма пришли только 50 зрителей. Впрочем, на показы авторского кино в Бресте больше людей собраться просто не может. Все-таки это картины не для всех.

Но ведь люди пришли, потратили деньги на билет и выкроили свободное время для ленты продолжительностью более двух часов! Наверное, ничего больше не нужно, чтобы понять: поклонников неформатного кино в этом областном городе достаточно.

Конечно, не нужно «размазывать» ленту на неделю — хватит и нескольких дней, чтобы удовлетворить потребность в прекрасном тех, кто еще не забыл, что кинотеатр не только возможность перекусить в приятной компании. И уж если областные киновидеопрокаты столь озабочены исключительно заработком, то почему упускают возможность подзаработать хоть небольшую, но все же копеечку на 1300 недовольных массовым кино зрителях? Это, конечно, не так много, как принесет прокату новый «Робокоп», и прокат рискует уйти в минус. Но без этой капли в море российско-американского ширпотреба ценителей важнейшего из искусств больше точно не станет.

Вкус, как и безвкусица, должен быть взращен. Правда, сегодня родной город больше напоминает теплицу, где созревать комфортно лишь под сенью боевиков, комедий и мелодрам. А ведь скромная «грядка» авторского и фестивального кино — пусть пока она и требует щедрых денежных «поливов» — нуждается «в уходе» не меньше. Зато опытом доказано: «всходы» на ней куда благородней «сорняков», которые всегда растут сами по себе…

А пока айда в Минск: в «Ракете» вторую часть «Нимфоманки» крутят. А то до «Ноя» Даррена Аронофски еще две недели.

И опять ведь скажут: немассовая, штучная вещь. 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter