Сделайте мне тише, господа!

Получила письмо из Беларуси. Не электронное, а — вещь в Москве уже давно невиданная — на бумаге... Из России — с любовью!

Получила письмо из Беларуси. Не электронное, а — вещь в Москве уже давно невиданная — на бумаге. Почтовый ящик может быть заполнен чем угодно: рекламными листовками, бесплатными газетами, напоминаниями и квитанциями. Одним словом, всем тем, что вызывает в организме тревогу и панику: мол, за что я еще не заплатила! Но письмо?!


Письмо было адресовано мне через редакцию. Так что оно — не совсем личное. Автор послания Сергей Кузьмин из города Дрогичин Брестской области делился своим мнением по поводу киноискусства. Дескать, сегодня на постсоветском пространстве с ним большие проблемы. «В той же России есть кинопроцесс, есть отличные актеры, есть даже кинофильмы для фестивалей, а кино — нет», — такой неутешительный вывод он сделал после просмотра многосерийного фильма «Апостол». А ведь фильм — далеко не самое худшее из того, что транслируется сегодня на наших телеканалах в прайм–тайм. Более того, скажу мой отдельный респект руководству белорусских телеканалов, выбирающих лучшее из того, что предлагает сегодня кинорынок и чем заполняют эфир их российские конкуренты за наше зрительское внимание.


Мне было особенно приятно читать это письмо совершенно незнакомого человека, представляя, как он вначале его обдумывал, как затем сел за стол, чтобы разборчивым почерком написать о том, что его волнует. И я, выключившись из суеты и попытки делать несколько дел сразу, как это обычно случается с просматриванием электронной почты, познакомилась с мнением, созвучным во многом моим мыслям и тревоге за то, что происходит сейчас в нашем культурном пространстве. Я намеренно не разделяю Россию и Беларусь, потому что все очень близко, мы действительно живем в одном информационном и культурном пространстве.


Но вот какая штука: пространство одно, а глубинные слои и уровни уже разные. Но вначале небольшая история, которая на днях случилась со мной в Москве. Вечерком, каюсь, поздно возвращалась домой. От метро до подъезда охраняемого дома — 200 метров. На соседних домах вдоль пути камеры слежения. Благополучный район. По тротуару мимо меня проезжают двое на мотороллере и... вырывают сумку. Как в кино!


Мне повезло. Моя дамская сумочка была набита доверху купленными по случаю книжными новинками. Незадачливые «гангстеры», насмотревшиеся, надо полагать, западных фильмов о красивой жизни и криминальных программ, не подозревали, что в женской сумочке могут лежать не дорогой мобильник, наличка или что–нибудь из драгоценностей, а тяжеленные тома.


Одним словом, «гангстерского» рывка на ускорении и тяжести художественного слова ручки моей сумки не выдержали. Издав удивленный писк, я увидела, что сумка летит на асфальт, мотороллер с грабителями, не в силах так быстро развернуться, уезжает. История эта с благополучным концом. По мне так она лучше всего доказывает торжество литературы над низкими жанрами, к которым я сегодня уверенно отношу очень многое из того, что транслируют по телеканалам.


Не знаю, замечали ли вы, что рекламные блоки в передачах и художественных фильмах звучат гораздо громче, чем сами фильмы и передачи. Громкость такова, что рекламные слоганы — иногда смешные, иногда пошлые — слышны из любой точки квартиры, где бы вы ни решили пересидеть рекламную паузу.


Реклама — это двигатель торговли. Здесь мне все понятно. Почему же истерично громко, на повышенных тонах борются за мое внимание такие программы, как «ЧП», «Ты не поверишь» и т.д. Оторопь берет, когда я слушаю анонсы о сенсациях и расследованиях, приготовленных для меня тележурналистами. Не знаю, как вы, но после анонса «он изнасиловал на моих глазах собаку» я не то что эту программу, а она была посвящена людям, которые допились, я уже и само НТВ боюсь смотреть.


Очень громкому каналу, главному специалисту по «зоне» и криминальным преступлениям вперемешку с непонятно где живущим гламуром, вторит «Рен–ТВ». После смены хозяев на канале провели легкий ребрендинг, сменив несколько ведущих и внедрив в качестве основного цвета канала тревожный оранжевый. Содержание вкупе с этой тревожной оранжевой кнопкой в углу телевизора просто кричит мне в ухо, как страшно жить! Я, право, не знаю, какую цель преследуют люди, отвечающие за наполнение телевизионной сетки, — напугать, дезориентировать, оглушить? Но уж точно они не учат сопротивляться трудностям и напастям, оптимистично и позитивно смотреть в будущее. Ни за что не поверю, что сами топ–менеджеры каналов — люди с хорошим образованием, дорогими машинами и изысканными манерами — смотрят свои программы.


...Недавно в Кремле чествовали лучшие семьи России. У меня был личный интерес: хотела увидеть триумф сибирской семьи Костюкович из Иркутска с белорусскими корнями. Но рассказ о гордости и надежде государства в новостных блоках прозвучал скороговоркой, минутным сюжетом перед погодой. Главными новостями этого дня — крещендо — стали технические аварии и спортивные победы. Я не против. Но когда телевизор работает так громко, то услышат ли в один прекрасный момент нас наши дети? Или, что еще страшнее, услышим ли мы плач ребенка в соседней квартире?


Так, может быть, хотя бы сделаем потише звук?..

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter