Мастеров по изготовлению музыкальных инструментов в Беларуси всегда было мало. Работа эта все‑таки не фабричная, мастерство приходится оттачивать всю жизнь. Особенно в дефиците струнные смычковые, спрос на которые среди музыкантов стабильно высок. На создание одной скрипки в среднем уходит 200 часов. Производство долгое, больше одной в месяц не сделаешь. Но есть и другая проблема: отсутствие соответствующих школ и мастерских. На это в свое время обратил внимание и Глава государства. В 2018 году после встречи с творческой молодежью Президент дал поручение: возобновить производство музыкальных инструментов. Но с двумя условиями: чтобы они были качественными — раз, и доступными по цене — два. Александр Лукашенко также отметил: нужно заниматься не только выпуском инструментов, но и их реставрацией.
Студентка 4-го курса Елизавета Вахабова и Александр Сурба.
Маэстро, музыку!
Работа мастера музыкальных инструментов сродни ювелирной. Это не столько техника, сколько чистое искусство. Хотя так и не скажешь: столярное оборудование, станки по металлу и дереву, десятки чертежей и заготовок — студенческая аудитория оборудована на зависть многим производственным площадкам. Одну из комнат украшает «Глория Примус» — первая скрипка, созданная студентами под руководством Александра Сурбы.
Изготовлением инструментов Александр Сурба занялся много лет назад. Новую профессию освоил быстро — помогло первое инженерно‑техническое образование. Будучи студентом, увлекся народными духовыми инструментами. Игре на белорусской дуде (а чуть позже и технологиям ее изготовления) обучался у известного мастера Алеся Лося. Производством струнных занялся после встречи с Президентом в 2018 году — той самой, с талантливой молодежью.
Спустя время при университете открыли научно‑педагогическую лабораторию по производству и реставрации инструментов, закупили оборудование. Попробовать себя в искусстве создания и ремонта инструментов взялись студенты двух факультетов. Дисциплина факультативная, занятия проходят по вечерам. Но если у ребят есть желание и интерес, можно приходить и в выходные.
Смело за дело
Работа на занятиях выстроена следующим образом: Александр Сурба занимается изготовлением инструмента, и на определенных этапах ему помогают студенты. В остальное время они обучаются реставрационным премудростям. Скрипки — в основном из советского прошлого, преимущественно московские 1970‑х — приносят в лабораторию музыканты, а также преподаватели и сами студенты.
— Студенту, сами понимаете, дорого отдавать ее мастеру или покупать новую. Поэтому, когда Александр Викторович предложил попробовать отреставрировать скрипку самостоятельно, я сразу загорелась этой идеей. Мы полностью ее разобрали, покрасили — сейчас я как раз занимаюсь полировкой лаком.
Уроженец Хойников Денис Мусалимов ходит на занятия за компанию с Лизой. Смеется: мужские руки в деле изготовления и реставрации всегда нужны.
— Сам я духовик, играю на дуде, окарине, дудке, жалейке. Все инструменты, конечно, покупные. Но очень хочу попробовать сделать свою дуду.
К слову, простейшие духовые в мастерской тоже можно изготовить, дополняет Александр Сурба. Учит студентов на личном примере. С мотивацией, усидчивостью и изобретательностью проблем, подчеркивает, у них нет.
— Одна студентка обратилась с просьбой помочь в изготовлении дуды. Под моим присмотром она уже сшила мех, выточила из дерева заготовки для трубок. Еще один парень заинтересовался изготовлением гитары — пришел проконсультироваться по технологии, деревообработке. Если я не знаю ответа на какой‑то вопрос, ищу решение вместе со студентами. Я сам все время учусь.
Пока новые скрипки — это только первые ласточки, хотя спрос на них уже есть. Впрочем, полноценным бизнесом назвать это вряд ли можно, да и на поток производство не так просто поставить, резюмирует Александр Сурба:
— Для меня в этом деле важен не столько сам факт производства, сколько возможность настроить студентов на волну скрипичного мастерства. Конечно, за время занятий мы не успеем сделать из них готовых мастеров. Наша задача — приобщить их к этому делу и дать базовые знания, чтобы они могли развиваться в этом направлении. Кто‑то просто получит основы работы с древесиной. А кто‑то, возможно, продолжит обучение и станет в будущем настоящим мастером. По крайней мере, мы для этого создали все условия.
К слову, первыми новые инструменты тестируют эксперты, профессионалы и законодатели музыкальной моды. В их числе, например, преподаватель академии музыки Татьяна Левицкая и артистка Президентского оркестра Анна Миркос.