Мы заглянули в учебную лабораторию, где каждый инструмент имеет свой голос, а магия ремесла не рассеивается даже в выходные

Сделай сам

Мастеров по изготовлению музыкальных инструментов в Беларуси всегда было мало. Работа эта все‑таки не фабричная, мастерство приходится оттачивать всю жизнь. Особенно в дефиците струнные смычковые, спрос на которые среди музыкантов стабильно высок. На создание одной скрипки в среднем уходит 200 часов. Производство долгое, больше одной в месяц не сделаешь. Но есть и другая проблема: отсутствие соответствующих школ и мастерских. На это в свое время обратил внимание и Глава государства. В 2018 году после встречи с творческой молодежью Президент дал поручение: возобновить производство музыкальных инструментов. Но с двумя условиями: чтобы они были качественными — раз, и доступными по цене — два. Александр ­Лукашенко также отметил: нужно заниматься не только выпуском инструментов, но и их реставрацией.

Студентка 4-го курса Елизавета Вахабова и Александр Сурба.

За дело взялись преподаватели и студенты Белорусского государственного университета культуры и искусств. Весной в одном из его корпусов была организована лаборатория по изготовлению струнных смычковых музыкальных инструментов. Ее возглавил декан факультета традиционной белорусской культуры и современного искусства Александр Сурба.

Маэстро, музыку!

Работа мастера музыкальных инструментов сродни ювелирной. Это не столько техника, сколько чистое искусство. Хотя так и не скажешь: столярное оборудование, станки по металлу и дереву, десятки чертежей и заготовок — студенческая аудитория оборудована на зависть многим производственным площадкам. Одну из комнат украшает «Глория Примус» — первая скрипка, созданная студентами под руководством Александра Сурбы. 


— Полгода инструмент провел на кафедре этнологии и фольклора: было важным услышать, что о нем скажут музыканты. Инструмент не должен быть аксессуаром, он должен постоянно звучать, играть — в этом его предназначение, — уверен Александр Сурба.

Изготовлением инструментов Александр Сурба занялся много лет назад. Новую профессию освоил быстро — помогло первое инженерно‑техническое образование. Будучи студентом, увлекся народными духовыми инструментами. Игре на белорусской дуде (а чуть позже и технологиям ее изготовления) обучался у известного мастера Алеся Лося. Производством струнных занялся после встречи с Президентом в 2018 году — той самой, с талантливой молодежью.


— На стенде академии музыки Главе государства продемонстрировали скрипку Гварнери. И он поинтересовался, насколько трудно изготовить такой инструмент и можно ли производить его у нас. Однозначного ответа тогда не последовало. У меня к тому моменту был лишь минимальный опыт работы со струнными. После выставки мы с представителями Министерства культуры и ректором ­БГУКИ вернулись к этому вопросу.

Спустя время при университете открыли научно‑педагогическую лабораторию по производству и реставрации инструментов, закупили оборудование. Попробовать себя в искусстве создания и ремонта инструментов взялись студенты двух факультетов. Дисциплина факультативная, занятия проходят по вечерам. Но если у ребят есть желание и интерес, можно приходить и в выходные.


— На занятиях мы, конечно, не сразу приступаем к изготовлению инструмента, — вводит в курс дела Александр Сурба. — Сначала изучаем специфику, технику безопасности, понимание и чтение чертежей. На оборудовании работают только преподаватели. Студенты занимаются исключительно ручным трудом.

Смело за дело

Работа на занятиях выстроена следующим образом: Александр Сурба занимается изготовлением инструмента, и на определенных этапах ему помогают студенты. В остальное время они обучаются реставрационным премудростям. Скрипки — в основном из советского прошлого, преимущественно московские 1970‑х — приносят в лабораторию музыканты, а также преподаватели и сами студенты.


Четверокурсница ­БГУКИ Елизавета Вахабова — будущая скрипачка. В мастерскую к Александру Сурбе пришла со своим инструментом, ее скрипке давно требовалась реставрация.

— Студенту, сами понимаете, дорого отдавать ее мастеру или покупать новую. Поэтому, когда Александр Викторович предложил попробовать отреставрировать скрипку самостоятельно, я сразу загорелась этой идеей. Мы полностью ее разобрали, покрасили — сейчас я как раз занимаюсь полировкой лаком.

Уроженец Хойников Денис Мусалимов ходит на занятия за компанию с Лизой. Смеется: мужские руки в деле изготовления и реставрации всегда нужны.

— Сам я духовик, играю на дуде, окарине, дудке, жалейке. Все инструменты, конечно, покупные. Но очень хочу попробовать сделать свою дуду.


К слову, простейшие духовые в мастерской тоже можно изготовить, дополняет Александр Сурба. Учит студентов на личном примере. С мотивацией, усидчивостью и изобретательностью проблем, подчеркивает, у них нет.

— Одна студентка обратилась с просьбой помочь в изготовлении дуды. Под моим присмотром она уже сшила мех, выточила из дерева заготовки для трубок. Еще один парень заинтересовался изготовлением гитары — пришел проконсультироваться по технологии, деревообработке. Если я не знаю ответа на какой‑то вопрос, ищу решение вместе со студентами. Я сам все время учусь.


Пока новые скрипки — это только первые ласточки, хотя спрос на них уже есть. Впрочем, полноценным бизнесом назвать это вряд ли можно, да и на поток производство не так просто поставить, резюмирует Александр Сурба:

— Для меня в этом деле важен не столько сам факт производства, сколько возможность настроить студентов на волну скрипичного мастерства. Конечно, за время занятий мы не успеем сделать из них готовых мастеров. Наша задача — приобщить их к этому делу и дать базовые знания, чтобы они могли развиваться в этом направлении. Кто‑то просто получит основы работы с древесиной. А кто‑то, возможно, продолжит обучение и станет в будущем настоящим мастером. По крайней мере, мы для этого создали все условия.




К слову, первыми новые инструменты тестируют эксперты, профессионалы и законодатели музыкальной моды. В их числе, например, преподаватель академии музыки Татьяна Левицкая и артистка Президентского оркестра Анна Миркос.


Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter