Источник: Знамя юности
Знамя юности

Сделано в Комарово. Автослесарь Евгений Локутиевский открыл в деревне станцию техобслуживания автомобилей

Сделано в Комарово

До того как открыть собственное СТО в Мядельском районе, автослесарь Евгений Локутиевский много раз слышал фразу: «Лучше не начинай – все равно ничего не получится». Но пессимистичные прогнозы лишь мотивировали к действиям: парень твердо решил доказать себе и другим, что построить сельский бизнес реально. Сейчас в просторной станции техобслуживания, которая распахнула двери в деревне Комарово в декабре прошлого года, все места для машин заняты: заказов у начинающего предпринимателя и его напарника Евгения Ярмаковича хватает.


– Летом – горячий сезон, работаем по 12 часов без выходных, – приглашает зай­ти в ангар площадью почти 400 квадратных метров 30-летний предприниматель. – Наша станция обслуживает автовладельцев из четырех районов. Сыграло на руку и то, что рядом проходит международная трасса Вильнюс – Полоцк, а потому география клиентов не ограничивается одним регионом.

Еще пару лет назад два Евгения и представить не могли, что будут развивать собственное дело. Локутиевский работал водителем на БелАЭС в Островце, Ярмакович служил участковым. Но у обоих теплилась мечта создать что-то свое, причем не за тридевять земель, а на малой родине – в деревне под Мяделем. Мысли материализовались в прошлом году, возвращается к началу автослесарь:

Любимое хобби Евгений Локутиевский превратил в работу
– Директор бизнес-инкубатора Комарово Эдуард Войтехович предложил написать бизнес-план для открытия СТО. Расчет был такой: почти в каждой семье есть автомобиль, а то и несколько. До сих пор местные были вынуждены их ремонтировать за 50–60 километров от дома. Зачем нам такие расстояния? Удобно, когда шиномонтаж расположен близко. Мы прошли бесплатное обучение в учебно-практическом учреждении по поддержке предпринимательства «БИКомарово», успешно представили проект и получили на него финансирование Европейского союза в размере 10 тысяч евро.

Потребовал стартап и личных затрат. За счет собственных средств компаньоны закупили электрооборудование, станки, компрессор, часть инструментов. А еще полностью сделали ремонт в арендованном помещении – своими руками отштукатурили и побелили стены, залатали крышу, провели воду, установили подходящее освещение, перечисляет директор:

– Из личного капитала затратили более шести тысяч рублей. И это неокончательная цифра, бизнес требует постоянных вложений. Все, что зарабатываем, тут же вкладываем в развитие базы. Не зря говорят: прежде чем корову доить, надо ее накормить.

Когда собираются доить? Здесь мнения у друзей расходятся. Директор ставит срок в пять лет, его заместитель настроен более оптимистично:

– Безусловно, это случится раньше. Просто сейчас хочется сделать все от а до я, чтобы не было такого, что человек приехал, а у нас нет возможности ему помочь. На полностью укомплектованную станцию надо тысяч 40–50, не меньше. Цены мы не завышаем, где-то даже работаем себе в убыток. Например, «пере­обуть» резину стоит 5 рублей за колесо с балансировкой. Плюс рубль сверху, если мы сами снимаем его с авто и устанавливаем обратно. Сравнивали как-то наши расценки с минскими и поняли, что берем меньше. Но довольными все не будут – найдется и тот, кто скажет: «Это дорого».

Сейчас всю прибыль предприниматели вкладывают в развитие СТО

Пробелы в знаниях резиденты бизнес-инкубатора Комарово восполняют в учебно-практическом центре по поддержке предпринимательства. Евгений Локутиевский признается:

– Мы боялись, что нас пустят на самотек, но этого не произошло. Поддержка колоссальная – нас просвещают по экономическим вопросам, возможностям кредитования и лизинга, подсказывают, как применять маркетинговые фишки, чтобы привлечь клиентов.

Главный вопрос для любого бизнесмена – есть ли спрос на его услуги? Судя по ажиотажу в выходной, ответ положительный. На станции четыре ямы, рассчитанные на восемь авто, и над каждой стоит транспорт. Еще несколько машин ждут мастеров на другой стороне ангара. Евгений Ярмакович детализирует:

Евгений Ярмакович успевает и машины ремонтировать, и за документацией следить
– Мы предоставляем автовладельцам все необходимые услуги, кроме покраски и сварки, но в ближайшее время планируем внедрить и эти виды работ. Параллельно готовим яму под развал-схождение, потому что спрос на такую процедуру тоже высок. Пока трудимся вдвоем – на этапе становления по-другому не получается. Сами гайки крутим, колеса меняем, бухгалтерию ведем, заполняем документы. Прежде чем нанять людей и обеспечить их достойной зарплатой, нужно выйти на хорошую прибыль. Запрос на рабочие места есть, но первый вопрос, который все задают: «А сколько вы мне будете платить?» Чтобы ответить с уверенностью, надо сначала что-то сделать, наработать клиентскую базу, показать людям, что мы можем предоставлять качественные услуги. А набирать работников, чтобы потом их увольнять за неимением возможности расплатиться, – не вариант.

Начинать новую главу всегда непросто. И если ты не готов много трудиться, лучше не тешить себя надеждой, что все само придет, размышляют сельские бизнесмены:

– С момента регистрации ИП жизнь круто изменилась. Во-первых, дома перестали бывать. Оба живем в городском поселке Свирь. Хоть он и расположен в семи километрах отсюда, успеваем там только переночевать. Но нам нравится возиться с машинами: если раньше по выходным пропадали в гараже, ремонтируя личные авто, то сейчас превратили любимое хобби в работу. Во-вторых, появился здоровый азарт – показать остальным, что можно добиться большего, не уезжая в большие города. И друзья, и старшие товарищи отговаривали: «Не надо ничего менять! Кому нужна ваша станция?» Но лежа на печи ничего не получишь. Да, задач много, сложности есть, но мы тратим силы на любимое дело.

zubkova@sb.by

Фото автора
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter