Выставка "Осенний Млын" собрала художников и мастеров со всей Беларуси

Сделано с любовью

Выставка авторских изделий «Млын» уже стала одной из достопримечательностей Минска. Здесь можно встретить как туристов, так и популярных артистов эстрады или оперы инкогнито: звезды все больше внимания уделяют белорусским дизайнерам и художникам, и из патриотизма, и потому что «наши — лучшие», как в одном из разговоров признался мне, например, Алексей Хлестов.
Татьяна Антончук

Куратор «Млына» Татьяна Антончук идею собрать под одной крышей художников декоративно–прикладного искусства реализовала 7 лет назад:

— В мае 2010 года нас собралось, наверное, человек пятнадцать–двадцать. Мы видели, что очень много талантливых людей, которые ничем не объединены, а направлений работы, как можно убедиться, очень много. Конечно, нам хочется показать, на что способны белорусские дизайнеры! Тем более что государство все больше расширяет возможности для ремесленников. Сегодня в выставке участвуют как известные авторы, так и новички, которых немало, «Осенний Млын» собрал около 500 мастеров. Радует, что нашу площадку начали использовать и модельеры одежды.

ФОТО СЕРГЕЯ ЛОЗЮКА

Одной из первых, кого мы встретили на «Осеннем Млыне» во Дворце спорта, стала известная художница Тамара Гвищ, занимающаяся росписью по шелку. Она участвовала еще в самой первой выставке и живо вспоминает, как все начиналось:

— Было классно! Нам дали помещение — 20 метров, мы собрали художников. Поняли, что такое объединение — это то, что надо, наше родное. «Млын» — не обычная ярмарка–продажа, а представление творческих идей. Я работаю с шелком — картины, платки, сумки — и стараюсь всегда представить что–то новое: хочется удивить публику.


Тамара Павловна, взяв на себя роль добровольного экскурсовода, советует, к чему приглядеться более пристально:

— В Беларуси прекрасные керамисты, особенно бобруйские: я считаю, Бобруйск — альма–матер керамики. Еще рекомендую художников по металлу. А игрушки здесь — это нечто. И обратите внимание на валяние из шерсти и батик.

Следуем совету и останавливаемся у стенда с керамикой. «Гончарной мастерской Демьяна» уже около семи лет. Хозяина зовут Дмитрий Каптур, но говорящий густым басом колоритный бородач больше известен как Демьян. Когда–то он собрался и вместе с семьей уехал из Минска на хутор под Глусском, что называется, в производственных целях:

— Мастерская у нас семейная: кроме меня, работают жена и тесть, дети пока маленькие, но помогают уже... Я учился у мастера Юрия Киричека: он сейчас живет в Москве, потомственный гончар, сын Александра Киричека — известного белорусского мастера. В «Млыне» участвую, наверное, уже раз в пятнадцатый. Это действительно феноменальное явление в белорусской культуре — мост, переброшенный из прошлого в будущее. Настоящий, хороший, качественный мост.

Одна из старожилов выставки Алла Свириденко — член и Белорусского союза художников, и Белорусского союза дизайнеров. Палантины от Свириденко — роспись по шелку в технике шибори, совмещенная с валянием из войлока, — нередко можно увидеть на наших знаменитостях:

— Иной раз включаю телевизор, а в каком–нибудь конкурсном жюри сидит звезда в шали моей работы. Или даже в кино вижу!



Со временем Алла Свириденко пришла и к дизайну одежды: началось с того, что сшитые художницей для себя шелковые юбки в стиле бохо посетители выставки требовали продать. Пришлось открывать новое направление.

Мастер Елена Суровцева, демонстрируя изящные платки и шарфы, признается: батиком заниматься интересно, но учиться приходится долго и всерьез:

— Если говорить о трудоемкости, здесь есть вещи, которые делались и по два года, — это ничем не отличается от труда художника, пишущего картину. Просто я не считаю, что шелк должен висеть на стене в раме, его нужно носить. Тем более каждое изделие неповторимо: даже если бы захотела, продублировать свою работу точь–в–точь не смогу.

«Млын» стал и презентационной площадкой, и местом для общения ремесленников и художников–прикладников: складываются дуэты, квартеты, идет совместное творчество. За вдохновением приходит творческая молодежь, радуется Татьяна Антончук:

— Очень приятно, что к нам обращаются Дома молодежи из регионов: например, из Молодечно на каждую выставку приезжают ребята, занимающиеся декоративно–прикладным творчеством, со своим художественным руководителем, чтобы посмотреть на работы художников и понять, к чему им стремиться. Чего сейчас не хватает выставке — так это подходящей площадки: долгое время мы располагались в старом здании «Белэкспо», и там нам было тесно, как и во Дворце искусства. Во Дворце спорта тесно тем более. Это большая проблема, потому что хочется собрать как можно больше не только посетителей, но и участников. На сегодняшний день, к сожалению, не всех можем разместить.

А желающих поучаствовать становится только больше. Приезжают зарубежные мастера, чаще всего из России, Украины. И признаются: у них подобных выставок нет, вот и приходится отправляться к соседям.

ovsepyan@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter