Какую продукцию уже начинают выпускать резиденты «Великого камня»

Сделано на Пекинском проспекте

Прошлый год для Китайско-Белорусского индустриального парка «Великий камень» был особенным. Компании-резиденты впервые выпустили продукцию и тем самым продемонстрировали: парк функционирует и набирает обороты. Но основная работа начинается в этом году — производством и оказанием услуг займутся около 20 компаний. Корреспондент «Р» узнал, что сегодня производят в парке и какие планы у фирм, «прописанных» на Пекинском проспекте, на ближайшее будущее.

В «Великий камень» с момента реализации инвестировано 422,3 млн долларов. Из бюджета на проект потрачено только 4,7 процента суммы. 

Масштабный старт — в этом году

Китайско-Белорусский индустриальный парк «Великий камень» можно сравнить с небольшим государством. Здесь по-иному течет время: строительство идет какими-то неудержимыми темпами. А теперь также кипит работа и в производственных цехах. Некоторые резиденты парка уже выпустили пробные партии
продукции. Но полномасштабное производство, поясняет первый заместитель генерального директора СЗАО «Компания по развитию индустриального парка» Кирилл Коротеев, начнется в этом году: 

— В прошлом году за январь — сентябрь наши резиденты, работая в пробном режиме, выпустили продукции на 8 млн рублей. В нынешнем — приступят к массовому производству.

Сегодня в парке 42 резидента — 25 китайских компаний, 9 белорусских, 8 — из других стран. Объем заявленных инвестиций — 1 млрд долларов. Построились и вышли в режим пусконаладки 10 компаний. Быстрее всех набирает обороты China merchants group. Их склады, гостиницы, выставочный центр расположены на 30 гектарах. По ряду направлений они уже работают и оказывают услуги. Сегодня это полностью функционирующий резидент. 

Компания известная, имеет много контрагентов по всему миру. Ее приход в парк — сигнал для многих других бизнесов о том, что здесь серьезные перспективы. 

Кирилл Коротеев продолжает называть достижения резидентов парка:

— В прошлом году компания «Чэнду Синьджу Шелковый Путь Развитие» занялась выпуском суперконденсаторов для «Белкоммунмаша». Большой проект, уже стартовавший, — производство дизельных двигателей компании «МАЗ-Вейчай». Этой весной планируется массовое производство. Ожидает своего часа белорусская компания «Ассомедика» — производитель медицинских изделий. Уже готовы производственные линии, осталось получить разрешение Минздрава, чтобы нажать кнопку «пуск».


Вскоре приступит к работе компания «Флюенс Технолоджи Груп», выпускающая светодиодную продукцию. Весной начнет работу IPG Photonics — американский резидент, производитель продукции, основанной на лазерной технологии. В парке они на первом этапе займутся производством станков. А далее — выпуском медицинского оборудования, строительство цехов уже идет. Компания «Леванта Групп» сейчас разворачивает производство, выпускает системы кондиционирования, вентилирования воздуха, в том числе для БелАЭС. Все эти резиденты в 2019-м сделают основную статистику парку.

Скорость, с которой мы наращиваем обороты, поражает всех, кто знакомится с «Великим камнем». В проект с момента реализации инвестировано 422,3 млн долларов. Причем из бюджета нашей страны — 4,7 процента, или 20 млн долларов. За эти деньги построены автодорога общего пользования и пожарное депо. Китай безвозмездно передал 21,3 млн долларов. Средства направлены на строительство объектов. Уже сейчас от работы парка бюджетные поступления составили около 40 млн долларов. 

Как только произойдет пуск производств, появится 4 тысячи новых высокооплачиваемых рабочих мест. С учетом планируемого роста количества резидентов в 2025 году будет создано 15—17 тысяч рабочих мест. В целом же на 2019 год в планах парка довести число резидентов до 60. При этом 20 из них приступят к производству товаров и оказанию услуг. 

Комфорт для бизнеса

Интерес компании по развитию индустриального парка состоит в том, чтобы привлекать в проект организации, имеющие производство «завтрашнего дня». Кирилл Коротеев поясняет, что речь идет об электронике и телекоммуникациях, фармацевтике, биотехнологиях, тонкой химии, машиностроении, хранении и обработке больших объемов данных, НИОКР в этих отраслях:

— Уже сегодня наши резиденты планируют производить оптомеханические компоненты, лазерное оборудование, беспилотные авиационные комплексы, светодиодную продукцию. В парке есть центр испытаний беспилотных автомобилей на новых источниках энергии. 

В сборочном цеху «МАЗ-Вейчай» постоянно кипит работа.

Почему таким компаниям интересно приходить в парк? Самое простое объяснение на первый взгляд кроется в удобном географическом положении. Но есть и еще один момент, крайне важный в условиях, когда крупнейшие экономики мира обмениваются торговыми санкциями и жестко конкурируют на рынке.

— Когда зарубежный резидент выпускает у нас свою продукцию, она становится белорусским продуктом. А это очень важно для, например, китайских компаний, имеющих заградительные пошлины в ЕС и наоборот. Благодаря стараниям компании по развитию индустриального парка для зарубежных резидентов будет работать совершенно другая экономическая логика. Бизнес остается бизнесом, даже когда вокруг бушуют торговые войны. Деловым людям нужны легальные выходы на другие рынки. У них есть желание создать продукт и продать его, а мы предлагаем для этого платформу, сохраняя нейтралитет. Мы пытаемся работать вне деструктивных моментов мировой торговой политики. Философия состоит в том, чтобы создать кластер, где уживаются все мировые бизнесы и есть свобода торговли. Сейчас в парке для этого отрабатывают юридическую базу.

Несмотря на то что зарубежные направления для резидентов будут основными, белорусский рынок из планов не выпадает. Например, компания «Зумлион» на шасси МАЗ будет делать строительную и коммунальную технику. А это означает, что наша страна произведет здесь ее по более удобной цене и заместит импорт. Также важно, что резиденты парка не составят конкуренцию традиционным производителям, а только их дополнят.

С прицелом на завтра

Мне удалось пообщаться с представителями китайских компаний, которые сегодня уже работают и предоставляют услуги. Представитель компании «Цифроград Цзяньи» Чжан Юй рассказал, что сейчас его компания реализует проект цифрового города. Он направлен на создание платформы для управления большими данными в области строительства. 

Учредителем резидента является пекинская корпорация «Цзяньи», ранее выступившая в качестве инвестора еще одного резидента парка — ОАО «Ордена Трудового Красного Знамени «Институт Белгоспроект».

— «Институт Белгоспроект» занимается проектированием зданий внутри парка, в Беларуси и за ее пределами, — объясняет Чжан Юй. — Нормы проектирования Китая и Беларуси разные. В перспективе желательно прийти к единым или более похожим стандартам в области строительства и проектирования. «Цифроград Цзяньи» реализует инвестиционный проект по разработке платформы для BIM-проектирования, а также по строительству объектов, связанных с разработкой, развитием и обслуживанием данной платформы. И для нас важно, чтобы те предприятия из Китая, которые занимаются строительством в Беларуси и России, могли рассчитывать на правильное и эффективное проектирование и могли хорошо спланировать свой проект. Мы учимся работать по местным стандартам. 

Для Беларуси компания будет разрабатывать модели сооружений. В 2019 году планируется начать непосредственно проектную деятельность.

Корпорация YTO в 2015 году стала одной из первых семи компаний, которые вошли в индустриальный парк «Великий камень». Это самое крупное предприятие
в Китае по разработкам и изготовлению сельскохозяйственной техники. Государственный представитель компании YTO Technology BLR Чжао Чэньхуэй вспомнил интересный факт:

— В 1955 году YTO была создана при поддержке советских специалистов с Харьковского тракторного завода. А сегодня мы начали сотрудничество с Минским тракторным заводом — поставляем двигатели. Мы также планируем использовать на наших тракторах трансмиссию МТЗ и некоторые другие комплектующие, чтобы впоследствии реализовывать их на территории Китая. Наша компания включает около 17 тысяч сотрудников, а наша продукция представлена более чем в 100 странах мира.

Компания «Уай Ти Оу Технолоджи БиЭлЭр», учрежденная в Белорусско-Китайском индустриальном парке, стала Восточноевропейским центром исследований и разработок сельскохозяйственной техники. Здесь занимаются разработками тракторов, комбайнов, сельскохозяйственного оборудования. В то же время осуществляется сотрудничество с местными компаниями: МТЗ, «Гомсельмашем», «Амкодором» и другими.

— Мы, будучи резидентом, получили преференции и хорошие условия для работы. С прошлого года в парке начали исследования и разработку компонентов, которые необходимы для нашей продукции. Мы постоянно обмениваемся опытом, отправляем китайских инженеров в Беларусь и наших белорусских специалистов в Китай. В следующем году планируем расширить нашу команду специалистов и привлечь работников по разработке комбайнов и сельскохозяйственного оборудования. Нам важен белорусский опыт. Например, в Китае корпорация YTO разрабатывает беспилотный комбайн. В этой сфере мы сотрудничаем с «Гомсельмашем» и уже достигли определенных договоренностей. 

Основная продукция, разрабатываемая в парке «Великий камень», нацелена на китайский рынок. Но компанию также интересуют местные стандарты, которые можно внедрить в китайскую технику для выхода на рынки ЕАЭС. Также YTO интересен белорусский опыт в разработках кормоуборочных комбайнов высокой мощности. Чжао Чэньхуэй надеется на кооперацию с «Гомсельмашем» по этому вопросу, чтобы такие комбайны поступили на китайский рынок:

— Белорусский опыт разработок очень ценен. Кроме того, Беларусь — член ЕАЭС, поэтому мы нацелены на этот рынок. После освоения ЕАЭС планируем освоить рынок Восточной Европы, по данному направлению мы будем работать совместно с нашим заводом во Франции. 

Также компания имеет большой опыт по разработке современного испытательного оборудования. Для наших предприятий резидент парка предлагает свои компетенции белорусским предприятиям, например «Амкодору» и «Гомсельмашу». Таким образом, у Китая и Беларуси происходит взаимовыгодный технологический обмен.

Как бьется китайское сердце МАЗа

Я посетил и производственные мощности компании «МАЗ-Вейчай». Совсем не скажешь, что эта компания построилась за год. Здесь есть склад, линия для сборки двигателей, аналогичная той, что компания использует в Китае, а также тестовое оборудование. Все это уже сегодня позволяет создавать двигатели стандарта Евро-5 для МАЗа. Сейчас здесь производят два шестицилиндровых двигателя с топливной системой высокого давления объемом 7,47 и 11,596 литра. Первый подходит для общественного транспорта и грузовых авто, а второй — для тяжелых грузовиков. Для МАЗа это долгожданный проект, ведь единственное, чего никогда не хватало нашей машиностроительной отрасли — механического сердца. Благодаря «Великому камню» найден новый подход, который позволит увеличить производительность машиностроителей.  Конечный продукт поставят на рынок СНГ. 

Один двигатель можно собрать за 10 минут, — рассказывает заместитель директора по коммерческим вопросам Ли Шичжэнь. — Наша производительность составит около 2000 единиц в месяц, или около 60 в день. 

Уже прошла тестовая проверка оборудования. Собрали первую партию двигателей — более полусотни единиц. До июня 2019 года компания планирует достигнуть объема производственной нормы. Сейчас 100 процентов двигателей будет производиться для МАЗа. Потенциального покупателя в ближайшем будущем найдут в СНГ. 

— После выхода на производственную мощность компания будет искать новых покупателей. Но сначала мы должны быть уверены, что производим продукцию высокого качества для МАЗа.

В отдаленной перспективе существует и вероятность поставок на рынок ЕС, для чего потребуется переход к производству двигателей стандарта Евро-6. 

kryzhevich@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter