Сделал дело — играй смело

Правила Константина Шеревери

Правила Константина Шеревери


Вчера в Америке началось знаменитое «мартовское безумие» — плей–офф с участием 64 баскетбольных университетских команд. Не знаю — не видел, но говорят, что рейтинги телевизионных трансляций со студенческих баталий бьют все мыслимые и немыслимые рекорды. А все почему? Потому что играет молодежь с душой, торит, так сказать, себе дорогу в жизнь.


С генеральным директором БК «Минск–2006» Константином Шереверей размышлениям о будущем нашего баскетбола мы предаемся в недостроенном корпусе бывшего спорткомплекса Белорусского общества глухих. Один из корпусов клуб уже «осилил», и теперь в нем есть не только игровой зал, но и другие вполне респектабельные помещения, в которых любопытным гостям можно даже устроить экскурсию. Тренажеры, сауна, кабинеты руководства — стоит ли говорить, что Шеревере этого мало. «Смотрите, — показывает он на продуваемую мартовским ветром громоздкую конструкцию из бетона и арматуры. — Здесь мы хотим сделать еще один игровой зал. По соседству создадим баскетбольное кафе, где повесим большие телеэкраны и где с чашкой кофе всегда можно будет следить за самыми любопытными играми. В том числе и за «мартовским безумием».


— Сколько времени вам понадобится для этого?


— Два года минимум нужно. Хочется
быстрее, и должно получиться, но... Очень много приходится делать различных согласований. Да и кризис, знаете ли, не помогает. Хотя это как посмотреть — строительным организациям в любое время хочется получить такой объект.


— Первую часть спорткомплекса вашему клубу удалось привести в порядок меньше чем за год.


— А должны были за четыре месяца...


— Ну вы даете, Константин Николаевич! Где вы видели, чтобы у нас в стране так быстро шевелились? Это в баскетболе порой счет идет на секунды... Ваш клуб и так начал чересчур резво... А вы — четыре месяца! Нет, это никак невозможно. Хорошо еще, что за год получилось.


Вот в вашем спорткомплексе прошел «матч звезд», болельщик с радостью пошел на игры чемпионата. Чего еще не хватает?


— Не хватает понимания важности баскетбола. А ведь он должен считаться базовым видом для многих видов спорта. Баскетбол — это простота и доступность. Для игры нужны щит, кольцо, мяч, зал, причем не имеет принципиального значения — большой зал или маленький. Играть можно везде.


Поэтому сегодня одной из актуальных задач является развитие детского, школьного баскетбола. В Минске у нас второй год функционирует школьная баскетбольная лига — великолепный турнир, участие в котором принимают абсолютно все школы города. Длятся эти соревнования не 3 — 4 дня, а шесть месяцев. И это тоже очень важно: дети заняты, у них есть цель, они работают на тренировках, повышают мастерство, играют...


Следующий этап — студенческий баскетбол. Раньше в первенстве вузов участвовало всего несколько команд, а теперь удалось создать лигу.


Есть еще непрофессиональная баскетбольная лига. Это событие не освещалось в прессе, но должен сказать, что месяц назад благодаря директору фирмы «Виталюр» Александру Яцуку удалось организовать и провести «матч звезд» НБЛ. Меня самого пригласили, и я был поражен энтузиазму задействованных в нем людей. Не верьте никому, кто вам скажет, что в Беларуси мало истинных любителей нашего вида спорта.


— Занимающимся баскетболом важно видеть перед собой пример для подражания.


— Поэтому следующий за студентами этап — это мастера. Профессиональный спорт зарождается в специализированных школах — СДЮШОР. Там уже идет отбор. Способен ты или не способен? Есть ли у тебя потенциал? В СДЮШОР идет серьезная работа. Дальше — клубы. Но не просто клубы сами по себе. Клубы должны быть мощными, крепко стоящими на ногах и обязательно имеющими детско–юношеские команды как минимум в двух возрастах. Такой опыт уже внедрен в России, и посмотрите, как великолепно развивается в этой стране баскетбол.


И обратная сторона. Статистика показывает, что лучших результатов добиваются те школы, которые существуют при клубах. Опять–таки спросите меня, почему? Да потому, что у клубов есть возможность выстроить единую систему подготовки. У нас в БК «Минск» дети занимаются с семи лет, и каждый работающий в клубе тренер может следить за их развитием, и сами дети знают, что за ними следят, чувствуют свою причастность к общему делу. Так внедряется в сознание понятие клубного патриотизма, впрочем, это мы уже немного забежали вперед.


— Действительно вперед. Такая система, конечно, идеальна, но как ее создать в ситуации, когда сплошь и рядом слышишь о финансовых проблемах?


— Нужно обязательно подключать административный ресурс. Во главе каждой федерации должен стоять человек, который способен привлекать средства для развития баскетбола. Хорошо, если бы все наши городские и областные федерации стали богатыми. Если это не получается — все равно схему надо выстраивать. Клубы, которые не имеют своих групп подготовки резерва, должны заключать взаимовыгодные договоры со СДЮШОР. И вообще, каждый, кто ответствен за развитие баскетбола, должен ходить, драться, доказывать, что это самый лучший вид спорта.


Когда я вернулся из Турции, то именно так и делал. Организовал фонд развития баскетбола «Мэджик Баскет», набрал детей, от которых многие отказались, а потом выигрывал с ними у более взрослых и опытных. Один из моих воспитанников — Артем Параховский, который пришел в баскетбол в 15 лет, — сейчас блистает в Штатах в студенческой лиге.


— Константин Николаевич, гладко обычно на бумаге. А в жизни — сплошь овраги. Как, например, заинтересовать в работе с детьми тренера, который для ставки должен вести группы подготовки в разных районах города?


— Поэтому я и говорю о необходимости централизации. В каждом районе должна быть одна базовая баскетбольная школа, одна гандбольная, волейбольная, парочка футбольных. Тогда тренеры получат возможность заниматься с детьми в одном месте пять–шесть часов в день, а у различных контролеров пропадет необходимость в покупке секундомеров: как иначе проверишь, успевает тренер переезжать из школы в школу или не успевает?


Вдумчивая организация всего баскетбольного хозяйства, упор на массовость позволят нам избежать порочной практики, когда в 12 — 13–летнем возрасте среди детей происходит отсев. Набрали группу подготовки — а остальных распустили. Да не должно такого быть! Дети как занимались в школе, так и должны продолжать заниматься. Лучших — да, можно отдать лучшим тренерам. Но через год обязательно контролировать рост их мастерства и не забывать об оставшихся в школах: зачастую биологическое созревание ребенка происходит к 16 — 17 годам. Ни один ребенок не должен оказываться на периферии внимания!


Есть и еще одна идея. Известно же, что у нас огромная беда с кадрами. И в то же время университет ежегодно выпускает порядка 30 специалистов. Где они оказываются потом? Так вот я предлагаю ввести правило, по которому с третьего курса будущие тренеры были бы обязаны приходить в СДЮШОР, набирать группы (конечно, не бесплатно для себя) и спустя 2,5 года, на пятом курсе, на выпускном экзамене по специализации вместо того, чтобы писать какие–то непонятные письменные работы (зачастую купленные за 10 «баксов»), должны были бы показать своих воспитанников, то, чему их научил будущий дипломированный тренер. Отсюда и оценка. А дальше любой клуб с удовольствием возьмет такого специалиста. С опытом, с группой юных спортсменов третьего года обучения, а самое главное — без малоприятной перспективы бегать по городу для того, чтобы набрать пять групп начальной подготовки по 20 человек и соответственно только после этого получать деньги.


— Забросали вы идеями...


— Я понимаю, что Москва не сразу строилась. Как говорят американцы, step by step — шаг за шагом. Вот и мы так. Сейчас вот собираемся открыть сайт нашего клуба. При старом бюджете такой возможности не имели.


— Но это вы о себе. А что делать другим? Как сделать баскетбол действительно популярным?


— Нужны легионеры, нужны еврокубки, нужны классные команды в Минске. Тогда всем будет на кого равняться. Когда в прошлом году мы пригласили в «Минск–2006» американцев, провели пресс–конференцию, то на первой же игре пришлось ставить кордоны на входе в зал — мест на всех зрителей не хватило.


Еще нужен порядок в работе федерации. Чтобы все четко соблюдали регламент, чтобы чемпионат обязательно был с плей–офф, а не как в этом году у женщин его отменили в угоду сборной. Ее подготовка к чемпионату Европы — дело, безусловно, важное, но, извините, пропал спортивный принцип. До конца чемпионата еще больше месяца, а матчи уже превратились в пустую формальность.


— Чувствует мое сердце, какую неоднозначную реакцию вызовут эти ваши слова у Анатолия Буяльского. А ведь он был одним из немногих, кто отказался злорадствовать по поводу недавней неудачи вашей мужской команды в Кубке страны. Он даже публично упрекнул завистников вашему благополучию...


— Анатолий Сергеевич, надеюсь, меня поймет. Тем более что я ни в коем случае не выступаю против сборной. Просто у женской команды нашего клуба в чемпионате исчезла цель — можно играть как угодно, а третье место уже не изменится. Такого в спорте быть не должно. А завистники? У тех, кто делает дело, а не говорит о нем, их всегда много. Я не устаю повторять: «Сделайте то же самое, что удалось мне, а потом критикуйте». Никто не спешит, а вот пошептаться в кулуарах горазды. Почему специалисты экс–Югославии заполонили весь мир? Они тащат за собой друг друга, всячески помогают, советуют. У нас же радуются неудаче коллеги. И сидят на бобах.


Я — практик. Мне интересно делать св
ое дело, делать баскетбол. А пустые разговоры? Чем их вести с умным видом, лучше по «соточке» махануть и улыбнуться.


Факт для размышления


Уточним Константина Николаевича с помощью информации портала Basket.by. Университет «Рэдфорд», чьи цвета с нынешнего сезона защищает Артем Параховский, впервые за одиннадцать лет выиграл свою конференцию и получил право принять участие во всеамериканском турнире NCAA.


Отметим, кстати, что один из наставников этой команды Али Тон — не чужой Параховскому человек. Именно он несколько лет назад на чемпионате Европы в Турции разглядел в только что познакомившемся с баскетболом парне качественного центрового и стал идейным вдохновителем его переезда за океан.


Как бы то ни было, белорус более чем достойно отрабатывает предоставляемые ему минуты. Блестящая статистика — 16,3 очка при 55,2% попаданий с игры, 11,2 подбора и 1,5 блок–шота за матч — позволила ему трижды примерить лавры лучшего игрока недели в своей конференции. Дальше — больше! Отменные статвыкладки вкупе с триумфальным выступлением команды не оставили руководству лиги выбора: белорус Артем Параховский стал первым в истории неамериканцем, получившим титул «Игрок года конференции NCAA Big South».


После решающего матча конференции 210–сантиметровый парень обернулся в белорусский флаг и раздавал интервью журналистам, а тренер проигравшей команды из института «Вирджиния Милитари» Дэггер Боком выразил всеобщее недоумение: «Я вообще не понимаю, что Артем делает в нашей периферийной конференции. Параховский мог бы играть за любой университет страны». Что ж, остается только порадоваться за соотечественника...

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter