21 апреля исполнилось 100 лет со дня рождения выдающегося кинорежиссера Станислава Ростоцкого

Счастье — это когда тебя понимают

Мастер советского экрана. Он сумел сказать свою правду и о Великой Отечественной, и о послевоенном деревенском быте, и об ответственности старшего поколения перед теми, кто идет за ним, и о духовном кризисе городской интеллигенции, забывшей, что «мы в ответе за тех, кого приручили». Сегодня мы вспоминаем народного артиста СССР, лауреата Ленинской и двух Государственных премий СССР Станислава Иосифовича Ростоцкого.

smotrim.ru

Доживем до понедельника

К юбилею режиссера телеканал «Культура» показал программу «Острова» и документальный фильм «Доживем до понедельника». Счастье — это когда тебя понимают», рассказывающий историю создания легендарной картины из жизни обычной советской школы по сценарию Георгия Полонского. Из простой и понятной истории Станислав Ростоцкий сумел создать настоящую притчу о стойкости человеческого духа и его стремлении к мечте. Картины мастера сегодня постоянно в обойме телевизионного эфира, переживают новый виток популярности, на них ориентируются молодые режиссеры. Станислав Иосифович — гуманист, режиссер большого стиля и большого дыхания. Фронтовик, для которого Великая Отечественная война стала тем мерилом правды и боли, с которым он подходил к поступкам и к людям.

Известно, что Ростоцкого самого с поля боя вынесла женщина, о которой он рассказывал: «На фронте ее звали Аня Чегунова, потом она стала носить фамилию мужа — Бекетова. Она не видела картину «А зори здесь тихие» — к тому времени уже ослепла. Я привез ее на студию и во время показа рассказывал, что происходит на экране… Таким образом она сумела ее «посмотреть». Аня знала, что я в огромной степени снимал этот фильм как благодарность ей и как благодарность всем тем женщинам, которые помогли многим бойцам остаться в живых».

С таким отношением к жизни и людям он не смог бы снимать «виньетки». Его направление в режиссуре — реализм во всей своей полноте и красоте. Такой же страстный, оригинальный и самобытный, как и у других режиссеров его поколения — Григория Чухрая, Сергея Бондарчука, Виталия Мельникова. Их завораживала сама жизнь как она есть во всем своем многообразии. В любой мелочи и незначительной детали они могли найти образ, метафору, поэзию. Иногда Ростоцкий спорил с артистами до хрипоты, доказывая свою правоту. Не все из них порой видели эту поэзию. К примеру, против кандидатуры Вячеслава Тихонова на главную роль учителя Мельникова в картине «Доживем до понедельника» выступал не только автор сценария Георгий Полонский, но и сам артист, считавший роль школьного учителя «безликой». Сценарий написал Георгий Полонский в качестве дипломной работы.

Именно в тот год, когда в руки Станислава Ростоцкого попал сценарий будущего фильма «Доживем до понедельника», он решил вести дневник. Весь год, каждый день добросовестно выполнял обещание, данное самому себе. В дневнике бытовые и суетливые моменты жизни соединялись с важными творческими свершениями, как это обычно и происходит у больших художников. Таким творческим свершением в 1967 году стала работа над фильмом о школе, учителях и учениках. Проблем с картиной было много. Но Ростоцкий чувствовал, что «Доживем до понедельника» — большой подарок в его судьбе.


В лучах Эйзенштейна

Станислав Ростоцкий кинематографом увлекся в детстве после того, как увидел фильм «Броненосец «Потемкин». Позже ему посчастливилось встретиться с автором картины Сергеем Эйзенштейном. Молодой Ростоцкий не сомневался, что кино — его призвание, и мечтал поступить во ВГИК. Но впереди ждали испытания: война, фронт, тяжелое ранение, в результате которого Ростоцкому ампутировали ногу ниже колена, и всю оставшуюся жизнь ему пришлось носить протез. Это не помешало осуществить мечту — учиться у Григория Козинцева во ВГИКе.

Почти полвека режиссер посвятил киностудии имени М. Горького. Здесь он снял более десятка картин, так полюбившихся зрителям: «Дело было в Пенькове», «Доживем до понедельника», «А зори здесь тихие», «Белый Бим Черное ухо». Последний фильм — «Из жизни Федора Кузькина», снятый в 1989 году по повести Бориса Можаева «Живой», — вышел уже в сложное перестроечное время и, к сожалению, остался почти незамеченным. Строгость стиля, безупречная ирония режиссера, мастерские актерские работы потонули в общем потоке негатива и чернухи. А жаль. Картина «Из жизни Федора Кузькина» и сегодня смотрится как правдивая и неравнодушная летопись жизни деревни 1950-х годов.

Семья — надежный тыл

Станислав Ростоцкий всегда создавал впечатление внешне благополучного, обласканного властью человека. Однако это было далеко не так. Многие свои тревоги он не показывал широкому кругу. О них знала лишь семья, некоторые артисты. Почти 50 лет его ангелом-хранителем оставалась жена актриса Нина Меньшикова, которая отказалась от многих ролей, чтобы уделять больше внимания мужу и сыну. «Сколько ненужного, глупого, ненастоящего перенес бы я в жизни, если бы не Нина, — писал режиссер в дневнике. — Сколько было бы пошлости и бессмысленности! Умница она у меня и чудо».

Сын Андрей Ростоцкий не давал поводов для переживаний — с молодых лет он стал самостоятельной творческой единицей и быстро завоевал популярность и любовь зрителей. Андрей стал популярным после ролей в картинах «Дни Турбиных», «Они сражались за Родину», «Конец императора тайги». Он красиво и эффектно, на должном уровне продолжил творческую династию, став известным актером и каскадером, доказал свою творческую состоятельность. К сожалению, жизнь Андрея трагически оборвалась спустя год после смерти отца: 5 мая 2002 года он сорвался с 30-метровой высоты со скалы у водопада Девичьи слезы, где выбирал места съемок для фильма «Моя граница».

Трагическая гибель 45-летнего актера и режиссера стала большим потрясением для всех, кто его знал, но самым большим ударом это было для Нины Меньшиковой, которая всего за год до этого похоронила мужа. Она пережила мужа на 6 лет, а сына — на 5. Актриса и режиссер Светлана Дружинина рассказывала: «Говорят, каждому отмерено количество шагов, слов, вздохов. Вероятно, вся семья Ростоцких прожила какой-то такой бурный поток жизни, что совершенно невероятным образом очень быстро или ушла в мир иной, или ушла из кинодеятельности».

Тем не менее сегодня мы питаемся тем светом, который заложили в своих работах Станислав Ростоцкий, его жена и сын.

КСТАТИ

В картине Ростоцкого «И на камнях растут деревья» главную роль исполнил выпускник ВГИКа, ныне мэтр и классик, популярный артист Театра-студии киноактера, звезда спектаклей театрального проекта «ТриТформаТ», заслуженный артист Беларуси Александр Тимошкин, недавно отметивший 60-летие. Александр Михайлович всегда был благодарен Станиславу Иосифовичу за счастливый билет в профессию, большое человеческое и творческое счастье работать вместе.


«Для меня режиссура была не профессией — профессией овладеть можно. Для меня она была родом деятельности, от которого достаточно многое зависит в этом мире, — вспоминал Станислав Ростоцкий. — Отношение к этому делу у нас было, конечно, не потребительское. Никакого отношения к этому не имели деньги. Нам хотелось сделать что-то полезное, что-то для людей».

pepel@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter