Не пациенты, а гости: как проходит реабилитация людей с психическими заболеваниями

Сбить замок с души

Отчуждение, обида, агрессия, непонимание в семье, неприятие окружающими, безработица – вот проблемы, с которыми сталкиваются люди с психическими заболеваниями. Нередко после стационарной или амбулаторной помощи они оказываются на обочине социальной жизни наедине с диагнозом. И одними таблетками эту боль не унять. В центре «Открытый дом» Белорусского общества Красного Креста истории болезни превращаются в истории успеха. Корреспонденты «Р» познакомились с его обитателями и узнали, как открываются их закрывшиеся в болезни сердца.   


Лечение  заботой


Сюда приходят в основном люди с шизофренией, биполярным расстройством и другими нарушениями психики. С душой на замке. В острый период не хотят выходить на улицу, разговаривать, есть. Но в этом доме нет пациентов. Каждый посетитель гость или бенефициант независимо от состояния здоровья.

Нас встречают Андрей, Саша, Ира. А было время, когда они лежали в кровати, отвернувшись от людей и жизни. Андрей раскладывает карандаши и краски. Ира с Сашей затевают тесто на блины. Гости стекаются в течение дня. К вечеру в доме ожидают человек пятнадцать. Они идут сюда как на работу или как домой. В «Открытом доме» снимается засов с запертого сердца. Пятилетний опыт показал: периоды ремиссии у бенефициантов увеличились, а многие и вовсе забыли о симптомах. Как такое возможно?

— Особенность нашего проекта в том, что мы даем нашим посетителям свободу для самореализации и общения, — социальный работник Янина Иванчик раскладывает на столе материал для арт-терапии. — Проводим встречи с врачом-психотерапевтом, психологом, чтобы они учились сами справляться с заболеванием. Дополнительно занимаемся творчеством, обучаем вышиванию, шитью, декупажу, оригами. Гости формируют собственные группы поддержки, становятся волонтерами. Мы только направляем их.

Проект для людей с психическими заболеваниями помогли создать Исландский Красный Крест и Международная федерация обществ Красного Креста и Красного Полумесяца.

Знакомимся с 26-летним Андреем.

— Каким вы сюда пришли? — интересуюсь у молодого человека, чтобы понять, насколько он продвинулся в выздоровлении.

— Немного агрессивный был, вспыльчивый, — мой собеседник делает набросок подъездных путей к мосту в карандаше. Транспорт — его увлечение. — У меня проявлялись симптомы шизофрении. Лечился в дневном стационаре. Когда начал сюда ходить, это здорово повлияло на самочувствие. Стал более миролюбивый, больше задумываюсь об окружающих, слушаю. С девушками дружить научился.

Янина улыбается подопечному. Она знает, как непросто Андрею было впустить в свой закрытый мир других людей.  

— Он, как колючка, ожидал негатива со стороны окружающих и готовился его отразить. А здесь почувствовал любовь, заботу и теперь общается. Мы помогаем таким людям выйти из самоизоляции, развивать и поддерживать навыки повседневной жизни, социальные интересы, общение и взаимную поддержку, восстановить утраченные связи, формировать мотивацию и целеполагание. Расширяем доступ к образованию. Также ходим в театры, посещаем музеи и другие культурные заведения. Все это влияет на их социальную интеграцию. Гости у нас сами готовят. Например, недавно на День независимости Индии Андрей потчевал всех рисом карри с кукурузой.

За четыре года через «Открытый дом» прошли 130 человек. Здесь регулярно проводятся группы самопомощи и психологические тренинги, во время которых гости ищут способы решения своих проблем. Специалисты работают и с близкими бенефициантов.

Просто  любовь


Саша считает себя предпринимателем. Он помогал маме на рынке, потом сам оформил предпринимательскую деятельность. А дальше вмешалась затаившаяся болезнь. Он вспоминает, как истощался в депрессии сродни блокаднику:

— Залягу один дома в кровать — и все. Боюсь выходить. Страшно, что меня плохо оценят на улице. Руки тряслись от лекарств после больницы. А из больницы я не выходил по полгода. В последнее время жил один. Мне почти сорок. Родители умерли. Сестра иногда звонит. Узнал про центр. Здесь общаемся, в игры настольные играем, готовим. Участвую в шахматных турнирах. Со второй половинкой познакомился. (Вторая половинка Ирина игриво усмехается Саше.) Теперь мне не так одиноко. Здесь не надо скрывать, что ты болен. Все это понимают. Приходилось работать грузчиком, уборщиком помещения. Теперь пока без работы. От лекарств тяжело вставать по утрам. Боюсь, что просплю на работу. Я очень рад, что хожу сюда. Так бы лежал дома и гнил, как фрукт.

Ирина оставляет готовку, чтобы от земного перейти к возвышенному. Мы говорим о том, как их с Сашей черно-белую жизнь раскрасила любовь.

— Он появился весной, — отводя взгляд, открывается Ира. Она постоянный гость «Открытого дома» уже три года. – Стал ухаживать, провожать до станции. Я в деревне жила, ездила на электричке. Чай, конфетку предложит, гуляли вместе. А потом сошлись и живем уже четыре месяца. Мы оба болеем, поэтому никогда не обижаем друг друга, поддерживаем. Понимаем, что сонливость по утрам – не от лени, а от лекарств.

Ирина пять лет прожила одна в деревне. Дом без удобств ей купила сестра. Больше родных у нее нет. Говорит, грелась от кошки зимой или сама топила печь рубероидом, приезжала в Минск чумазая. Для себя толком приготовить не умела, несовместимые продукты смешивала. А в центре окончила курсы повара.  

— Мне нравится, как она варит, — улыбается Саша. — У нее даже простая каша овсяная с бананом — это вкусно. Спокойно нам здесь.

Ира болеет с 24 лет, когда у нее случился послеродовый психоз. Умер ребенок, оставил муж. После нескольких приступов ей выставили наследственную шизо-френию. Отец умер в интернате для людей с психическими заболеваниями. Поначалу ее смущало, что она старше Саши на 10 лет, а теперь — нет. Привязались друг к другу.

— Пожениться? Да нам хоть бы встречаться — уже радость, – женщина пережила не одно любовное  разочарование. — Вдвоем лучше. Мне, что я не в деревне. А ему, что больше не ест только сосиски с хлебом. Когда хвораешь, даже за хлебом не хочется идти. Если что, мы ухаживаем друг за дружкой. У нас две пенсии, немного, но на жизнь хватает. С одеждой помогает Красный Крест.

Вместо пациента здесь гость, а вместо истории болезни — история успеха. Янина рассказывает, что более 60 человек добились устойчивой ремиссии и вернулись к самостоятельной жизни. Некоторые создали семьи, продолжили обучение, трудоустроились, наладили отношения в семье.

veronulas@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter