Самоучитель жизни

Теория и практика учебного процесса
Теория и практика учебного процесса

«Учись учиться не учась!» — напутствовали меня перед посадкой на «корабль знаний» опытные товарищи. Глубокий смысл этого совета открылся после знакомства с загадочной аббревиатурой КСР, которой нас пытались испугать уже на первых занятиях. КСР — это контроль самостоятельной работы. Жесткий контроль, говорили педагоги, серьезный!

А оказалось...

На Западе об эффективности самостоятельных форм обучения, рассчитанных на студенческую инициативу, задумались давно, у нас — не очень. В 1987 году в Советском Союзе попытались реорганизовать учебный процесс, сделав ставку на самостоятельную работу, но, как говорится, затея не выгорела. Считается, на то были объективные причины: студенты оказались не готовы, преподаватели — не заинтересованы да и технических средств, позволяющих перестроить учебный процесс, не хватало.

Через два десятка лет техника вышла на новый уровень, в каждом вузе (да и у многих студентов дома) появились компьютеры, позволяющие войти в Интернет и легко найти нужную информацию. Казалось бы, есть все условия для успешного самообразования! Но...

— К сожалению, радикального изменения в системе так и не произошло, — констатировал на открытии международной научно–практической конференции, посвященной вопросам самостоятельной работы студентов, ректор БГУ профессор Василий Стражев. — По–прежнему стоит вопрос: как научить студента учиться? Всегда повторяю, что получение знаний похоже на принятие душа. Напор воды можно регулировать и знания — тоже: ненужное отсеивать, важное запоминать. Объяснить студенту, как включать и выключать этот «душ», очень сложно.

Для теоретиков от науки вопросы самостоятельной работы студента — источник вдохновения. Каких только концепций, объясняющих ее суть, не выдумали! Например, в идеале составляющие этой самой работы выглядят так: мотивация плюс материально–техническая, организационная, информационная и профессионально–техническая базы. Говоря проще, если студенту предоставить компьютер с медиатекой (учебные пособия в электронном виде, оцифрованные конспекты лекций, книжки, журналы и т.д.), дать ему стипендию (т.е. промотивировать) — он должен почувствовать тягу к учебе и начать заниматься самостоятельно. Такая вот теория. На практике, к сожалению, все иначе.

— Мой друг был недавно на стажировке в Оксфордском университете, — рассказывает Сергей, третьекурсник БГПУ имени М.Танка. — Говорит, контроль за знаниями там жесточайший, приходишь на занятия неподготовленным — это позор! А у нас порой зададут реферат для галочки — и все. Заходишь в Интернет, «скачиваешь» парочку–другую готовых работ, компилируешь. Зачет!

Со скепсисом относятся к контролю за знаниями многие студенты–гуманитарии. Что характерно: на младших курсах формализма гораздо меньше, старшекурсники же порой оказываются «самостоятельными» в прямом смысле слова. На технических и творческих факультетах самостоятельной халявы не так много.

— На первом–втором курсах пришлось попотеть, — вспоминает студент 5–го курса механико–математического факультета БГУ Виталий. — Лабораторные работы, авторские проекты, ночи за компьютером... Тогда преподаватели казались извергами, а сейчас понимаю: правильно делали!

К сожалению, далеко не все педагоги подходят к проверке знаний творчески. Почему бы, например, не выбрать такие темы для рефератов, чтобы в Интернете их нельзя было найти. Или устроить на КСР неожиданный коллоквиум, вместо того чтобы распечатать на принтере страничку с банальным тестом, ответы на вопросы к которому тут же станут известны всему потоку. Мало ли что можно придумать! Лишь тогда, когда студент поймет, что в учебном процессе представляет собой цель, а не средство, он «раскочегарится». Тогда же можно будет смело декларировать: самостоятельная работа стала важной составляющей нашего учебного процесса. Об этом сгоряча заявила на прошедшей конференции одна ученая дама. При «умелой» организации КСР, предложила она, количество семинарских и лекционных часов вполне можно снизить до 20 — 30%. Знатная идея! Неужели халявы у студентов станет еще больше, а знания по–прежнему будут пролетать мимо?

Компетентное мнение

Юрий Миксюк, начальник управления высшего и среднего специального образования Минобразования:

— Безусловно, мы учитываем опыт, накопленный образовательными системами других стран. Сегодня невозможно осуществлять эффективную подготовку специалистов без использования такого резерва, как самостоятельная работа студента. По этому пути мы активно движемся и выходим на мировые показатели. В учебных планах наших вузов самостоятельная работа занимает сейчас около 20% от общей нагрузки. В ближайшем будущем планируем увеличить количество таких часов до 50%.

Не секрет, что организация самостоятельной работы предполагает серьезное материально–техническое и методическое обеспечение, использование новых электронных технологий. Отрадно, что эти вопросы вузы сейчас активно решают.

Роль самостоятельной работы тем не менее нельзя абсолютизировать. Конечно, сейчас появляется возможность уйти в процессе обучения от ориентации на середнячка, выстраивать индивидуальные траектории подготовки студентов в зависимости от их способностей и жажды знаний. Но вместе с этим преподаватели не должны отдаляться от своих учеников. Им необходимо проводить обзорные проблемные лекции, обсуждать важные новости, проблемы. Только тогда учеба будет интересной и эффективной.

Фото Александра РУЖЕЧКА, "СБ".
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter