Самое важное отложено на потом

О встрече украинского президента с руководством ЕС

Вчерашняя встреча украинского президента с руководством ЕС в Киеве собрала огромное количество иностранных журналистов, но большую часть дня их развлекали фильмом о войне. В связи с задержкой и сбоями в повестке дня саммита. Шел час за часом, уже вышли все сроки объявленной пресс–конференции, а Янукович с Баррозу и ван Ромпеем к прессе все не выходили. Судьба важнейшего Соглашения об ассоциации с Европейским союзом, к которому Украина шла почти пять лет, оказалась в подвешенном состоянии. Переговоры стороны завершили, но политической вершины — торжественного парафирования соглашения — так и не достигли.


Окончательная ратификация соглашения между Украиной и Евросоюзом об ассоциации зависит от развития ситуации с делом экс–премьера Юлией Тимошенко, заявил в понедельник председатель Евросовета Херман ван Ромпей.


Брюссель до последнего дожимал Виктора Януковича, требуя освободить из тюрьмы его главного политического противника Юлию Тимошенко. Янукович отчаянно сопротивлялся и не хотел получить долгожданное парафирование практически под диктовку Брюсселя.


Министр иностранных дел Константин Грищенко накануне убеждал европейских партнеров, что Тимошенко нельзя использовать в качестве разменной монеты в торговых отношениях и что ситуация с ней является внутренним делом украинской судебной системы. Недавно, как говорилось в сообщении украинского информационного агентства УНИАН, он отметил, что освобождение Тимошенко было бы равносильным тому, чтобы показать, что украинская судебная система не является независимым институтом.


Дело дошло до того, что накануне саммита ЕС — Украина украинский МИД счел нужным предупредить: «Да, вероятно, что парафирования (Соглашения об ассоциации с Европейским союзом. — Н.Р.) не будет, но это не Армагеддон. Для нас принципиально само завершение переговоров. Саммит важен сам по себе».


Соглашусь — это не Армагеддон, не конец света. Хотя бы потому, что свет большой и в нем можно устраивать любые союзы и альянсы. После вчерашнего саммита стало особенно ясно, что Киев и Брюссель с трудом идут на компромиссы. Официальные лица в ЕС предупредили, что арест и содержание под стражей лидера оппозиции Юлии Тимошенко по–прежнему будет влиять на украинско–европейские отношения.


Но дело, видимо, не только в Тимошенко. Дело в том, что Янукович, не желая получать евроинтеграцию ценой политического подчинения Брюсселю, уже сыграл в многовекторность. Первым шагом были Харьковские соглашения по Черноморскому флоту РФ. Сегодня Украина рассматривает вопрос об отказе от 50–процентной доли в своей трубопроводной системе в пользу России ради более дешевого газа.


«Следующей логической ступенью для Украины может быть присоединение к Таможенному союзу (с Россией, Казахстаном и Беларусью), — считает британский эксперт Дэвид Марплс, анализируя возможное политическое направление, в котором Украина будет двигаться в 2012 году. — Еще год назад об этом и помыслить было нельзя, но сейчас это вполне реальная возможность».


Конечно, вчерашний саммит — это еще не конец процесса. Очевидно, что Янукович не откажется от евроинтеграции, так же, как ЕС без Украины будет «незавершенным проектом». Об этом вчера заявил сам Янукович. Президент убежден, что расширение ЕС не должно прекращаться, пока за его пределами будут находиться такие страны, как Украина. Но Брюссель, в ультимативной форме требовавший освобождения Тимошенко, стал заложником своих принципов.


Уже сегодня Президент России Дмитрий Медведев проведет двусторонние встречи с президентом Украины Виктором Януковичем. Кстати, у Медведева с Брюсселем на днях случилась аналогичная история.


В самый последний момент перед встречей Президента России и генсека НАТО было заявлено, что генсек сломал руку, катаясь на велосипеде, и ему трудно передвигаться. Дескать, пусть российский Президент заскочит к Расмуссену на часок домой, там и переговорят. Российская сторона очень удивилась такой дипломатической травме и предложила нейтральную территорию — провести переговоры в ресторане. Однако НАТО настаивало на своем варианте, и в итоге мероприятие не состоялось.


Этот казус, случившийся на прошлой неделе на полях прошедшего в Брюсселе саммита Россия — ЕС, хорошо демонстрирует тему неуступчивости. Дело ведь не в нежелании Медведева идти к Расмуссену в гости, дело в отсутствии понимания по ПРО...


В отличие от российского Президента Виктор Янукович вчера на встрече с высшим руководством ЕС много говорил о понимании. Но политическая выволочка, данная украинскому президенту накануне саммита ЕС — Украина, — это серьезная дипломатическая травма. И способен ли он будет продвигаться с этой травмой с той же скоростью на Запад или подтянется к партнерам на восток — это, пожалуй, главная политическая интрига следующего года.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter