Какими должны быть современные профсоюзы?

Самая профессиональная защита

Модель современного профсоюза
Недавняя победа профсоюзного юриста прошла почти незамеченной. 25-летний слесарь-ремонтник Гомельского вагоностроительного завода, исполнительный и непьющий, упал из-за поломки оборудования с большой высоты. Он полгода находился в коме, врачи спасти несчастного не смогли. Но кошмар для родственников не закончился: страховщики отказались выплатить семье покойного причитающиеся суммы, так как находившийся в коме пострадавший... не написал нужного заявления. И только после вмешательства областного объединения профсоюзов дело сдвинулось. Предприятие выплатило отцу покойного более 36 миллионов рублей. Еще 35,6 миллиона рублей выплатили “прозревшие”, наконец, страховщики. Суммы, конечно, не адекватны трагедии. Но это хоть какой-то человеческий отклик на беду.

Модель современного профсоюза

Потенциал профсоюзов признан во всем мире, но сегодня наша планета напоминает порой глобальный бастующий цех. Только за последние два месяца прошла национальная забастовка в Бельгии, прокатились выступления немецких транспортников: к застывшим на земле самолетам “Люфтганзы” добавились замершие грузовые поезда. В Греции к протестам транспортников присоединился персонал банков и медучреждений. На римские улицы вышли около миллиона человек. Отказавшиеся от работы аргентинские банковские служащие спровоцировали паралич финансовой системы страны. В Мексике бушующие учителя настолько распалились, что сожгли департамент образования... Эти примеры можно перечислять долго, но их все объединяет одно: движущей силой протестных настроений всюду были профсоюзы. Преследуемые ими цели вполне благородны: добиться повышения качества жизни. Но можно ли это сделать, круша остатки того что есть?

Способны ли профсоюзы в принципе устранить существующие проблемы? Опыт показывает, что могут, говорит член исполнительной комиссии Всемирной федерации профсоюзов Мильгейро Педро, приводя в пример нашу страну:

— У вас профсоюзное движение организовано на хорошем уровне, выполняются многие социальные гарантии: трудоустройство молодых специалистов, стабильные выплаты зарплаты, отдых в санаториях, качество рабочих мест. У вас нет безумной безработицы, с которой сегодня столкнулась Европа — Испания, Греция, Италия, когда людей просто увольняют из-за финансового кризиса.

Оценка профсоюзного функционера из Португалии тем ценнее, что профсоюзы работают исключительно на внутренний имидж. Не секрет, что многие наши организации АПК нарушают сроки и периодичность выплаты зарплаты. Так, Минское областное объединение профсоюзов, проведя недавно мониторинг соблюдения трудового законодательства в 15 организациях отрасли, выявило 170 нарушений: несвоевременно производился расчет при увольнении или уходе в отпуск. Результаты профсоюзного вмешательства налицо: в прошлом году сельхозработникам возвращено более 2 миллиардов рублей незаконно удержанных или невыплаченных средств, в нынешнем — уже более 1,8 миллиарда. Рассмотрена и жалоба группы воспитателей общежитий гродненских колледжей, которых почему-то не коснулось сентябрьское повышение зарплат.

Но дело не только в таких примерах, которых сотни. Для профсоюзов важно уметь удерживать баланс между отстаиванием интересов трудящихся и общегосударственными интересами. А также в принципиальности, на что обратил внимание Президент в ходе недавней встречи с председателем ФПБ Михаилом Ордой: “Наши профсоюзы всегда занимали жесткую, конструктивную и объективную позицию: виноват работодатель — отвечай, виноват работник — тоже. Потому что популизм и заигрывание ни к чему хорошему не приводят”.

Понимание этого особенно актуально сегодня, когда и наша, и мировая экономика объективно переживает не лучшие времена. Мир лихорадит, традиционные рынки сужаются, резко обостряется конкуренция. Белорусские промышленные гиганты, вполне уместные для “сборочного цеха СССР”, оказались непомерно большими для нашего суверенного государства. И наступает “момент истины” для профсоюзов.  Насколько допустима, скажем, классическая забастовка в ситуации, когда речь идет не о волюнтаризме или откровенном самодурстве зарвавшегося собственника, а об экономическом спаде, вызванном к тому же объективными глобальными причинами? Да еще и на государственном предприятии, являющемся неотъемлемой частью страны? В такой допустимости очень сомневается член Постоянной комиссии Палаты представителей по промышленности, ТЭК, транспорту и связи Сергей Дудкин, почти два десятилетия возглавлявший профком литейного завода МАЗа:

— Профсоюзы одинаково нужны и руководителям предприятий (куда проще разговаривать с представителями коллектива, нежели с тысячами, а то и десятками тысяч людей), и работникам. Ведь с какими только вопросами ни обращаются люди в профком! В моей практике случалось рассматривать и семейные отношения. Иными словами, профсоюзный деятель не просто контролирует соблюдение норм труда. Он должен обладать задатками психолога, быть коммуникабельным и, самое главное, уважаемым в коллективе человеком. Только такому поверят, только у такого все получится.

Сегодня профсоюзы нуждаются в системных реформах в соответствии с насущными общественными запросами. Нынешнее трудовое законодательство само по себе резко сузило возможности для злоупотреблений в трудовых отношениях, расширив при этом права работников, — случилось то, о чем на ранних этапах профсоюзного движения не приходилось и мечтать. Да и новые методы управления позволили многим организациям самим сделать заметные шаги навстречу своим коллективам. Но появились принципиально новые отрасли экономики: сфера высоких технологий, банковско-финансовый сектор, частный бизнес. Сергей Дудкин считает, что предстоящий съезд ФПБ сможет найти нужные ответы на все вопросы, выдвигаемые временем:

— Разумеется, профсоюзам необходимо подстраиваться под новые реалии, соответствовать им. Одно из направлений такой модернизации я уловил на заводе: с нынешней молодежью следует работать несколько по-другому. Пока мы по привычке пытаемся управлять ею, а молодежь нужно направлять. Аккуратно, тактично и ненавязчиво подсказывать ей верное направление. И пусть она считает правильный выбор своим личным успехом, главное — результат!

Вынужденная оптимизация производства, сокращение персонала, переход на укороченные рабочие недели, во-первых, ставят актуальный вопрос: нужны ли в нашей стране — единой, общей и компактной — почти три десятка отраслевых профсоюзов? А во-вторых, необходимость отстаивать права трудящихся начинает упираться в главный вопрос: как?

Мнения

Юрий ВажникЮрий Важник, председатель Белорусской ассоциации экспертов и сюрвейеров на транспорте:

— Если институты — и профсоюзное движение в том числе — демонстрируют конкретную работу, значит, они нужны. Ведь даже в этой сфере наблюдается своего рода конкуренция: понятно же, что люди идут лишь за теми лидерами и структурами, которым они доверяют. Поэтому активность профсоюзов во многих странах мира, в том числе и протесты транспортников в Европе, в этом смысле положительный факт. Она означает, что профсоюзы работают, что они защищают права трудящихся. Что же касается методов такой защиты, следует понимать: для любого конфликта всегда есть основания, на пустом месте он не возникает. Для снятия напряженности следует искать ее причины и купировать их. Потому что забастовки и другие крайние меры, на которые идут порой профсоюзы, — это свидетельство того, что работники не нашли с нанимателем или же с государством в целом общего языка, это “тревожный звоночек” властям.

Анатолий АкантиновАнатолий Акантинов, генеральный директор Центра стратегического развития “Маркетинговые системы”:

— На крупных предприятиях профсоюзы однозначно нужны. Что же касается бизнеса, я бы сказал, что он, скорее, сам нуждается в защите от ущемления своих прав. Работников частных предприятий вполне защищают коллективные договоры и предлагаемые им социальные пакеты. Что же касается протестов, то при забастовках ситуация не должна доходить до крайности или вовсе выходить из-под контроля.

osipov@sb.by

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter