Царем могли прозвать и в шутку, и всерьез

Сам себе царь

«Интересует происхождение и значение фамилии мужа и моей Подеренко — знаю, что его деды и прадеды были родом из Черниговской области. А также фамилий Лашук, Царикович. Роза, Гомельский район».

Отвечает ведущая рубрики, доктор филологических наук, профессор Ирина ГАПОНЕНКО: 

— В основе фамилии Подеренко — личное имя Подера. В «Словаре народных форм русских имен» А.В.Суперанской это разговорный вариант церковного имени Елпидифор (из греческого elpis, elpidos «надежда» + phero «нести», т.е. «несущий надежду»). Фамилия Подеренко также могла быть образована от прозвания Подер(а) по действию украинского глагола «подирати» («рвать, драть»), в переносном значении — «ругать» («Словарь» Б.Гринченко). Подером, Подерой могли называть человека, склонного к спорам, ссорам. В обоих случаях суффикс ‑енко означает родственные связи: Подеренко — потомок Подера, Подеры.

Основой для фамилии Лашук послужило личное имя Лаша. В «Словаре народных форм русских имен» А.В.Суперанской это сокращенный разговорный вариант имен Варлаша, Галаша, Евлаша и Ермолаша. В свою очередь они являются разговорными формами церковных имен Варлаам (возможно, в переводе с халдейского из bar («сын») и lahama («дородность, тучность»), Галактион (от греческого gala («молоко»), ср. астрономический термин «галактика», а также название Млечный Путь), Евласий (возможно, из греческого eu («хорошо») и hilaos («благосклонный») и Ермолай (от греческого Hermes и laos («народ»). Суффикс ‑ук служит показателем родственных связей: Лашук — потомок Лаши.

У белорусов есть целый ряд фамилий с основой Цар‑: Царь, Царык, Цароў, Цараў, Царыкаў, Царкоў, Царэвiч, Царэнка, Царанкоў, Царанковiч, Царынковiч, Царук, Царынскi, Царкоўскi, Царэўскi. Нередко встречается и прозвание от этой основы (особенно на Могилевщине): Царь, Царек, Царик, Царичок. Все они обнаруживают связь со старинным обрядом Щедрец, который сопровождался веселым народным гуляньем. По свидетельству старожилов, молодые парни под Новый год наряжались в костюмы животных (козы, медведя), ходили по домам, пели колядные песни, разыгрывали различные сценки, за что получали угощение. Главой этой компании был Щедрец. Он одевался под старика, а на голове у него обычно был убор из блестящей бумаги, напоминающий корону. За это в народе он назывался Царем. Царев, а также названные выше носители фамилий с иными патронимическими суффиксами, — потомки такого Царя. Прозвание Царь человек мог получить и по другим причинам. В одной деревне односельчане в насмешку прозвали Царем очень бедного человека, не имеющего ни кола ни двора. В другой деревне человек получил кличку Царь за то, что он сочинил о себе небылицу, будто служил в охране «пролетарского царя» (В.И.Ленина). В древности прозвание Царь давалось детям из желания видеть своего потомка властелином, а то и просто в шутку бедняку. На Руси прозвания крестьян Царями в письменных памятниках встречаются с 1495 года (Новгород). Среди белорусов их также немало. Но у нас чаще всего так прозывали людей суровых, деспотичных, которые стремятся подчинить себе других. Царикович, а также названные выше носители фамилий с иными патронимическими суффиксами — потомки человека по прозванию Царь. 

Жду ваших писем!
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter