Сам себе менеджер

В Белгосуниверситете учат продвигать и отстаивать свои идеи

В БГУ учат продвигать и отстаивать собственные идеи

Сегодня понятие «инновации», как свежий воздух, проникло во все сферы человеческой жизни. Инновации в строительстве, медицине, сельском хозяйстве, туризме — этот список можно продолжать до бесконечности. И, конечно же, инновации в образовании, поскольку от специалиста, который завтра придет на предприятие, во многом будет зависеть, появятся ли там свежие идеи, будут ли они реализованы и принесут ли желаемый результат. Об этом «Р» беседует с первым проректором Белгосуниверситета Михаилом ЖУРАВКОВЫМ (на снимке).

— Помимо образования и науки, инновации являются одним из наиболее важных элементов в подготовке специалиста, — рассказывает Михаил Анатольевич. — Эта составляющая всегда присутствовала в образовательных программах всех ведущих мировых университетов, а сейчас на нее делается еще больший акцент. Кроме того, теперь под инновациями мы понимаем более широкий круг вопросов. Это не только научная инновационная работа, но и производственная деятельность. К слову, на базе БГУ создано 10 малых научно-инновационных предприятий, где работают и студенты. Думается, фактически каждый знает о предприятии «Унидрагмет», которое занимается сбором и переработкой лома и отходов, содержащих драгметаллы, и изготовлением на их основе продукции производственно-технического назначения; «Унитехпром», которое производит уникальные лекарственные препараты.

— Сегодня мало быть изобретателем, нужно быть еще и менеджером своей идеи, для того чтобы воплотить ее в жизнь. Учите ли вы студентов продвигать свои проекты?

— В БГУ существует достаточное количество программ по обучению продвижению своих идей. В этом русле работает центр IT-house, который специализируется на продвижении инновационных проектов в области IT-технологий. На экономическом факультете вуза создан центр по развитию бизнеса в малых городах и на селе. Кроме того, около месяца назад мы открыли центр по обучению нашей молодежи в целом идее стартапов. Это вся процедура — от создания проекта до внедрения его в производство.

Наша задача — научить молодого человека отстаивать свою идею, ее состоятельность, находить финансирование. Сегодня уже любой специалист понимает, что обладать определенными знаниями в определенной области недостаточно, чтобы раскрутить проект. Необходимы еще и талант организатора, интуиция в принятии решений. Это хорошо прослеживается по современным предприятиям, занятым в сфере высоких технологий. В 70—80-е годы прошлого века их было открыто огромное количество, а монстрами стали те, кто сумел раскрутиться и доказать состоятельность своих идей.

— В прежние времена шутили, что инициатива наказуема. Сегодня, напротив, мы понимаем, что без идей прогресс был бы невозможен. Новаторство приветствуется во всех сферах экономики страны. А студенты — будущие специалисты, которые завтра придут на производство. Как в БГУ стимулируется их творческая активность?

— Мы создаем все условия, чтобы студенты нашли, где применить свои силы. Причем не только в сфере технических, но и гуманитарных наук, экономики. Этими вопросами в БГУ активно занимаются, например, Институт бизнеса и менеджмента технологий, факультет международных отношений, Институт журналистики. В целом, можно сказать, что сегодня все факультеты и образовательные институты, входящие в состав БГУ, вовлечены в этот процесс.

В БГУ реализуется ряд проектов с зарубежными странами. Например, с Вьетнамом создан учебный научно-инновационный центр, разработки которого должны заканчиваться внедрением на предприятиях Вьетнама. Развиваем инновационное сотрудничество с другими вузами, в частности, с ГрГУ, чтобы в регионах это направление тоже развивалось.

— Что за последнее время можно назвать ярчайшим примером студенческой инициативы, реализованной на практике?

— Мы первыми из белорусских вузов создали студенческий наноспутник, который при поддержке Роскосмоса, и такие договоренности есть, планируем запустить в 2015—2016 г. Началось все несколько лет назад, когда наши студенты-радиофизики в Москве победили в конкурсе, создав спутник, уместившийся в банку от кока-колы. После этого в БГУ родилась идея создать студенческий промышленный спутник. Тогда был объявлен конкурс на лучший проект. Участие в нем приняло очень большое количество студентов с различных факультетов. Победителями стали студенты факультета радиофизики и компьютерных технологий.

Поскольку и этот спутник будет малоформатным, мы предоставили студентам возможность решать не только каким он будет, но и какую информацию будет передавать. Не хотелось бы открывать все карты, но, в частности, на нем будет установлена GPS-навигация, которую изготовят сами студенты, фотокамера, будут разработаны алгоритмы по обработке полученных с ее помощью снимков и т.д. Главная цель — использование всей полученной информации в учебном процессе. Спутник-то студенческий!

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter