У белорусского плодоводства отличные перспективы

Саду – цвесть!

Мы должны не только обеспечивать себя плодоовощной продукцией, но и увеличивать ее поставки за рубеж. Именно такую задачу на днях поставил Глава государства белорусским ученым, аграриям и заготовителям, посещая Гродненскую область. Корреспонденты «НГ» выяснили, как развивается наше плодоводство в теории и на практике.

Александр Лукашенко:

– Нельзя сидеть и ждать, пока сюда привезут яблоко из Польши или Молдовы. Как время показывает, можно и не дождаться. Поэтому нужно выращивать самим… При хозяйском подходе и соблюдении технологий это отлично получается… Люди постарше не могли и представить, что в нашем климате будут расти арбузы, дыни, персики, голубика. А сегодня — пожалуйста. И на личных подворьях, и в фермерских хозяйствах. Надо активнее подтягиваться также большим сельхоз-предприятиям.

18 августа 2022 года, во время посещения производственного кооператива имени В. И. Кремко в Гродненской области.

Яблоки как на подбор

Без современных технологий в важной для аграрного сектора отрасли никуда. В этом убежден глава фермерского хозяйства «Новый сад» в Пинском районе Михаил Середич, входящий в состав республиканского экспертного совета по садоводству при Минсельхозпроде. Он на деле доказывает, что белорусские фрукты по качеству не хуже импортных, при этом являются экологически чистым продуктом.

Глава фермерского хозяйства «Новый сад» в Пинском районе Михаил Середич на деле доказывает, что отечественные фрукты по качеству не хуже импортных.
Фото Павла Богуша

В саду пятого поколения яблоки на ветвях стройных деревьев как на подбор, издалека чем-то напоминают виноградные грозди. Это и есть интенсивные технологии, о которых в последнее время много говорят. В компактном фермерском хозяйстве под Пинском они уже реализованы и дают результат.

Михаил Середич поясняет, что на каждом гектаре размещено по 2,7—2,8 тысячи яблонь:

— Выращиваем поздние сорта, время массовой уборки которых наступает в сентябре. В нынешнем сезоне заложили 9 гектаров сада на шпалере. Урожай отсюда получим через несколько лет. Пока же плодоносят ранее посаженные участки.

Там тоже все по последнему слову технологии и техники. Чтобы деревья не пострадали от засух, используют капельный полив. Обработки от вредителей проводят, мониторя их активность с помощью специальных мухоловок. Препараты применяют, когда в этом есть необходимость, сокращая, таким образом, их использование.
В промышленных садах используется более 58 % сортов отечественной селекции. Процесс обновления плодовых деревьев в последние десятилетия набирает обороты.
Опытный фермер делится, что степень созревания плодов определяют современными методами, задействовав целый комплекс показателей. Кроме своих работников, к уборке урожая подключают местных жителей, горожан (благо сады расположены недалеко от Пинска). Для удобства и быстроты в распоряжении маневренная малогабаритная техника, прицепы с подъемниками и другие практичные механизмы.

Известное в Брестской области фермерское хозяйство специализируется не только на производстве яблок, но и на выращивании саженцев. Подвои со своего питомника поставляли даже в Московскую сельскохозяйственную академию имени К. А. Тимирязева, где они получили высокую оценку.

Проводя экскурсию по своему «Новому саду», Михаил Середич вспоминает, что когда-то начинал с небольших площадей, много экспериментировал, учился у отечественных и зарубежных садоводов. Первые подвои для питомника, к примеру, приобретал на государственной опытной станции в Пружанах. Сейчас фермерское хозяйство специализируется на производстве самых востребованных сортов яблок.

фото павла богуша

Саженцев хватит всем

Директор Института плодоводства НАН Александр Таранов убежден, что потенциал у выращивания фруктов и ягод в нашей стране серьезный. Опыта и возможностей для его реализации тоже достаточно. Эти слова основаны не на единичных примерах, а на практике, примененной по всей стране:

— В 2011—2015 годах шла реализация Государственной комплексной программы развития картофелеводства, овощеводства и плодоводства. В те годы показатели закладки садов в стране доходили до 3 тысяч гектаров в год. Причем собственными силами в 2015 году было выращено почти 3 миллиона отечественных саженцев плодовых культур, — рассказывает Александр Таранов.

Но одно дело — работать в рамках госпрограммы, которая четко регламентирует, когда, сколько и какого посадочного материала потребуется. Другое — в обычное время саженцы реализуются через электронные торги, что накладывает определенные сложности на развитие отрасли.

— Такая форма введена для предотвращения коррупции и прозрачности процесса. Но саженцы — товар особый. На выращивание посадочного материала уходит как минимум два года, а при выращивании двухлетки — три. На разных этапах идет подбор подвоя и привоя. В результате эта привойно-подвойная комбинация должна быть востребована у потребителей, количество необходимых саженцев тоже важный вопрос. Поэтому договорная и плановая работа по выращиванию саженцев под заказ является пределом мечтаний наших питомниководов, — посвящает в нюансы директор Института плодоводства.

Справедливо говорить, что если сегодня стоит задача заложить новые сады, то произвести их закладку нужно собственным посадочным материалом. Для его выращивания в стране созданы все условия. Более того, белорусские питомники нередко поставляют продукцию на экспорт. Например, Институт плодоводства сотрудничает с центральными регионами России — наши сорта районированы на этих территориях и дают стабильный урожай.    

Однако всякая ли земля сгодится для промышленного садоводства? Вопреки обывательскому мнению, отсутствия заморозков и обилия света недостаточно.

— Еще с советских времен есть карта садопригодных земель. В топе здесь почвы с хорошей влагообеспеченностью. Поэтому даже не всякий район на юге страны подходил. Зато были включены Толочинский и Оршанский, Могилевский и Молодечненский, — приводит пример Александр Таранов. —Тем не менее при решении задачи по интенсификации отрасли, повышению продуктивности новых и существующих насаждений орошение становится одним из решающих элементов технологии.

Понятно, что сейчас с применением современных технологий промышленный сад можно заложить на любой территории, но в таком случае он будет требовать дополнительных средств и усилий.

— Полив, фертигация (внесение жидких комплексных удобрений либо пестицидов одновременно с орошением), усиленная защита от болезней и вредителей и ряд других мер — все это в комплексе помогает реализовать потенциал тому или иному плодовому сорту на не совсем подходящей земле, — рассказывает директор Института плодоводства.

Виноград и черешня с местной пропиской

За последние десятилетия существенно изменились границы климатических зон. Если 40 лет назад на Витебщине были яблоневые и грушевые сады, то сегодня их можно расширять и за счет слив и вишен. Средняя полоса страны уже подходит для черешни и орехоплодных культур, а на юге можно всерьез заниматься виноградарством.  

В Государственный реестр сортов Беларуси на начало 2022-го включено 170 — отечественной селекции, а также 291 интродуцированный (адаптированный зарубежный) сорт плодовых и ягодных культур. Много ли это? Для сравнения: в 2003 году в реестре было всего 146 сортов.

Речь идет и о традиционных культурах — яблоки, груши, сливы, вишни, и о новых — абрикосы, персики, орехи. Промышленный потенциал — у фундука и винограда, которые уже сейчас активно осваиваются хозяйствами. Например, в ОАО «Вязовецкий сад» в Молодечненском районе фундучные плантации уже достигли 75 гектаров, урожай с которых в этом году ожидают на уровне 10 тонн.

— Проделана серьезная работа по созданию первого белорусского сорта персика. Зимостойкий, сочный, устойчивый к курчавости, но плоды мягкие и малотранспортабельные. Это значит, что на домашних подворьях ему будут рады, а промышленность откажется, — говорит Александр Таранов.

В целом интенсивных садов с косточковыми культурами по стране не наберется и 400 гектаров. Наиболее отработаны технологии возделывания таких косточковых культур, как слива домашняя, алыча культурная и вишня обыкновенная, поэтому можно прогнозировать увеличение площадей под ними. А вот выращивание интенсивных садов черешни, абрикоса или персика идет только в опытном режиме.  Положительные примеры есть, но говорить о массовой практике внедрения пока рано.

Стопроцентное обеспечение

По статистике, Беларусь на 100 % обеспечивает себя яблоками (производим в год почти 50 килограммов на одного человека). Однако к маю их на полках магазинов уже нет. Реально ли сделать так, чтобы эти наши плоды радовали не только осенью и зимой, но доживали до весны и лета?

— У нас достаточно сортов, которые могут в самых обычных хранилищах (или даже в домашнем погребе) оставаться сочными и привлекательными до марта — апреля. Ничего сложного — уровень садовода-любителя, — рассказывает Александр Таранов. — Но мы ведь с вами говорим о промышленном производстве продукта, которое не просто допускает, но и требует использования передовых подходов и достижений для продолжительного хранения. Это и правильное время для уборки урожая, которое длится всего неделю-две. И неотложное охлаждение фрукта сразу после того, как его сняли с дерева. И обработка специальными биологическими веществами, которые помогают сохранить товарный вид.  И стабильный температурный режим в период хранения.

Отдельная тема — хранилища с регулируемой газовой средой, где плоды могут находиться вплоть до нового урожая или еще дольше. Такие в Беларуси тоже есть, но, увы, доступны далеко не всем хозяйствам.

Михаил Середич из Пинского района еще несколько лет назад в своем фермерском хозяйстве начал возводить современное хранилище с регулируемым микроклиматом. Не ввели в строй до сих пор из-за постоянного удорожания стройматериалов. Итог — помещения для хранения урожая арендуют.

— Мы на деле доказываем, что можем и обеспечить качественными фруктами свой рынок, и осуществлять поставки на экспорт. Для этого нужно не только закладывать современные сады, применять передовые технологии, но и думать о реализации продукции, — считает фермер. — Абсолютно прав Президент, акцентировавший внимание на том, что надо уметь сохранить урожай. Для Брестской области это достаточно актуальный вопрос.

Открытые границы с Россией позволяют вывозить яблоки туда. Там хорошие цены на наш товар, но главное, для многих производителей — это шанс продать плоды сразу после сбора и не думать о хранении в межсезонье.

— Если говорить об обеспеченности нашей страны хранилищами для плодоовощной продукции в целом, то ситуация сложилась неоднозначная, — говорит Александр Таранов и показывает карту: — Например, Минщина обеспечена ими на 78 %, Гродненщина — на 80, Витебщина — на 48, а Брестчина всего на 31 %. При этом в Могилевской области — 305, а в Гомельской — 192 %. Это значит, что площади для хранения есть, но их местной продукцией не заполнить. И тут уже встает вопрос перераспределения ресурсов и создания логистических центров на базе крупных хранилищ. Потому что есть цель: обеспечить население своим продуктом на протяжении всего года.

Страховка от потерь

Промышленные сады есть в основном у многоотраслевых агропредприятий. Специализированные хозяйства, если не брать в расчет фермеров-частников, можно пересчитать по пальцам. Почему так?

— С одной стороны, может показаться, что такой подход мешает глубокому погружению в сферу. Но с другой — это серьезная страховка и минимизация потерь. Не стоит забывать, что Беларусь в зоне рискованного земледелия. В один год яблочный сад даст хороший урожай, а в другой — ничего. Предприятия с широким профилем всегда могут перекрыть недополученное зерном, мясом или молоком, а фруктовый фермер от такой потери может и не оправиться, — поясняет директор Института плодоводства НАН Александр Таранов. — Садоводство — одна из самых перспективных сфер в плане заработка, однако не самая простая с точки зрения возврата инвестиций и рисков.

Опаду рады

Организации потребкооперации активизируют закупки фруктов у населения, сельхозпредприятий и фермерских хозяйств. Качественный товар реализуют в своей торговой сети, предложат покупателям со скидками на осенних ярмарках, заложат в хранилища. Их у кооператоров Брестской области полтора десятка с 70 камерами общей вместимостью около 4 тысяч тонн. Продукцию, не имеющую товарного вида, отправят на переработку.

Столинское райпо закупает плоды для промышленной переработки в неограниченном количестве. Для владельцев крупных садов это хорошее подспорье для реализации некондиционных фруктов, которых в нынешнем сезоне немало. За килограмм нетоварных яблок, к которым относится и опад, пока платят по 10 копеек. Их доставляют в Пинск на винодельческий завод.

Председатель правления Столинского районного потребительского общества Сергей Крыжик подчеркивает, что заготавливают только отечественные яблоки:

— Товарные отправляем в свои торговые точки, где спрос не очень высокий. Но, как показывает опыт прошлых лет, ближе к зиме люди пойдут за фруктами в магазины. Готовимся заранее, заключаем договоры на поставки со специализированными предприятиями. Есть хранилища, чтобы качественным витаминным продуктом обеспечивать покупателя долгое время. Будем увеличивать и стабфонды.

Инспекция розницы

Начинается пора массовой уборки яблок, первые фрукты нового урожая уже можно купить в торговых точках. Но выбор невелик, в этом мы убедились, пройдя по крупным магазинам Бреста, где спрос на витаминную продукцию традиционно высокий.

ФОТО АЛЕКСЕЯ БИБИКОВА

Популярный супермаркет в центре города. Покупателей в вечернюю пору столько, что за ходовыми товарами надо отстоять в длинной очереди. Какой выбор яблок? Есть только двух сортов, завезенные из Польши.

— А что, белорусских нет в продаже? — спрашиваю у работников магазина.

— Все, что в наличии, — перед вами.

Да, негусто. Главное, нигде не указано, какого урожая плоды — прошлогоднего или нынешнего. На ценниках скупые цифры. Фрукты, у которых товарный вид получше, стоят 2 рубля 99 копеек за килограмм. Дары садов не первой свежести, слегка примятые, продают по 2,69 рубля за кило.

Похожая картина и в других магазинах. Яблоки в основном импортного производства. На центральном городском рынке возле главного входа, а также еще в нескольких местах можно найти белорусские — в среднем по 2 рубля за кило. Пока предлагают ранние сорта, уборка которых в специализированных агропредприятиях началась в конце июля — начале августа. Эксперты сложившуюся ситуацию объясняют межсезоньем: старый урожай практически распродали, новый в больших объемах еще не поступил. Но положение уже выправляется. И отечественных яблок на прилавках становится больше.

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

Анатолий Коренько, генеральный директор ассоциации «Белсадпитомник», заслуженный работник сельского хозяйства:

— Два сезона подряд в специализированных хозяйствах мы производим не меньше 183 тысяч тонн фруктов, в том числе яблок — свыше 170 тысяч. В нынешнем рассчитываем на 190 тысяч тонн. В фермерских хозяйствах уже несколько лет тех же яблок выращивают больше, чем в сельхозпредприятиях. Львиная доля в масштабах республики приходится на Брестскую область. Здесь современные технологии — сады на шпалере, с орошением и фертигацией — осваивают особенно активно.

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter