С улиц в подъезды

Если запрещаем пиво в парках, нужно ввести и недорогие пабы

С улиц в подъезды могут переместиться молодые люди — любители пенного напитка?..

Помню: больше всего в Будапеште удивило тонкое аристократическое отношение венгров к еде. На городских улицах никто не жует хот-доги, не лакомится мороженым, не пьет пиво… Не принято. Даже курить уважающий себя венгр на ходу или на остановке не будет: сядет на лавочку в сквере или зайдет в кафе. Благо небольшое, но уютное и недорогое заведение можно найти на каждом углу. Недавно законодатели решили хотя бы немного подтолкнуть белорусов к европейским стандартам. Новый законопроект запрещает «хлестать» пиво на улице, подкрепляя табу обременительными штрафами – до 10 базовых величин. Мера своевременная: «пивные» тусовки на тротуарах и во дворах уже поднадоели. Но есть ли в Минске достойная качественная и количественная альтернатива для потребления пенного напитка?..

Ни для кого не секрет: чтобы вечером цивильно побаловать организм прохладительным «хмельком», необходимо обладать упорством следопыта либо удачливостью профессионального картежника. Кафе с демократичным меню относительно немного: в жаркие летние деньки в них яблоку негде упасть. Конечно, в ресторане найдется свободный столик. Но когда бокал в общем-то стандартного пенного напитка обходится, как минимум, в 5—8 тысяч плюс заоблачный ценник на снеки…

Увы, радость общения за барной стойкой доступна далеко не всем. Особенно молодежи. На стипендию особенно не разгуляешься. А хочется «оттянуться» в хорошем понимании этого слова. При всем богатстве выбора альтернатива уличным посиделкам практически отсутствует. И не от хорошей жизни подростки «тусуются» под открытым небом. Это явление – своеобразный индикатор отечественного ресторанного бизнеса. Несомненно, он есть, но на всех его не хватает. По некоторым оценкам, с начала года выручка многих кафе среднего и высокого ценового сегмента снизилась на 30 %. Но это не значит, что ценники в меню последуют вниз вслед за доходами.

Дешеветь кулинарным развлечениям мешают банальные законы рынка. Они же препятствуют и развитию сегмента демократичных «народных» пабов. Как отмечают эксперты, в столице наблюдается явный дефицит помещений, которые можно использовать под рестораны. На цене «обеденного» квадратного метра не сказался даже кризис. Квартиры, офисы, даже производственные площади самоотверженно цепляются за былую конъюнктуру рынка, но все-таки медленно и верно ползут вниз. Ресторанная же недвижимость дешеветь не торопится: спрос выше предложения. Самое печальное, что вложенные в стены деньги приходится впоследствии «отбивать» на дорогих закусках и напитках.

Словом, при всех плюсах запрещающий «пивной» законопроект обладает равнозначным количественным и качественным составом минусов. Высокие штрафы навряд ли загонят всех любителей пропустить бутылочку ячменного «лакомства» в квартиры – там скучно и в рестораны – дорого и посадочных мест на всех не хватит. Если на центральных улицах и в кварталах плотность кафе достаточно приемлемая, то в спальных районах с ними явно напряженка. Не думаю, что найдутся любители ехать из-за бокала пива из Малиновки или Серебрянки в центр. Думаю, молодежь с дворовых лавочек и из скверов переместится в более укромные места, например в подъезды.

Есть и второй аспект – культурно-экономический. Беларусь никогда не являлась страной трезвенников. И, как говорится, основная беда не в том, что люди употребляют спиртное, а в том, что не умеют правильно производить возлияния. В алкогольном балансе республики львиную долю занимают «тяжелые» напитки. Только в последние годы стали увеличиваться позиции более «спокойного» алкоголя: пива и виноградного вина. Сказался и рост благосостояния, и развитие местного производства, и повышение качества отечественных торговых марок. За последние несколько лет пиво перешагнуло очередной рубеж, напрямую приблизившись к европейским сортам. Белорусские предприятия пережили несколько этапов модернизации, значительно усовершенствовали технологические процессы. В этом году удалось даже продвинуться вперед по самому слабому некогда направлению – сырью. Отечественный пивоваренный ячмень уступал импортному, но когда поля стали засевать иностранными сортами, проблема качества солода рассосалась почти бесследно. Как отмечают специалисты концерна «Белгоспищепром», сегодня отечественное пиво способно конкурировать на рынке с импортным и увеличивать свою долю продаж.

Процесс совершенствования потребовал от отечественных предприятий массу и моральных, и финансовых сил. Многие пивовары для модернизации и развития сырьевой базы связаны банковскими кредитами. Естественно, надеялись на значительный рост рынка. Но в этом году интерес к пенному напитку поубавился. Запретительные же меры в той или иной степени обязательно скажутся на объемах спроса, снизят загрузку производственных мощностей, ударят по финансам отечественных пивоваренных заводов… Несколько лет пивовары упорно отвоевывали потребителя у водки. Правда, росли продажи и «беленькой», которая выигрывала конкуренцию у плодово-ягодных вин и разнообразных видов самодельной бормотухи и суррогатов. Если пивная культура переместится в дорогие рестораны, то цена пенного градуса намного превысит стоимость спиртового. Словом, существует потенциальная опасность, что структура алкогольного спроса откатится на уровень 2002—2003 годов. А вслед за ним и культура пития. Но самое печальное: снижение объемов пивного рынка ударит по отрасли, которая только-только подняла голову. Возвращать ее к жизни второй раз будет сложнее, чем в середине 2000-х.

Улицы, бульвары и дворы, несомненно, не предназначены для распития спиртных напитков, в том числе и пива. Но культура массам прививается только комплексом мер. Кроме кнута, необходим и пряник в виде недорогих закусочных и пабов.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter