С цветом, без вкуса и с запахом…

Можем  ли  мы  сегодня  потреблять  гарантированно  качественную  воду? Учитывая некоторые геологические особенности Беларуси и бурно развивающуюся хозяйственную деятельность, воду из водопроводного крана и колодца сегодня никак нельзя назвать чистой, как слеза ребенка. Те вредные вещества, которые в ней есть, или просто переизбыток какого-нибудь микроэлемента (что в конечном итоге почти одно и то же), накапливаясь, приводят к серьезным проблемам со здоровьем. Вот поэтому мы с помощью ведущего научного сотрудника Института геохимии и геофизики Национальной академии наук Беларуси Василия Пашкевича провели небольшой заочный рейд по основным источникам питьевой воды и попытались определить, каким из них отдать предпочтение, а какими нельзя пользоваться, даже испытывая сильнейшую жажду.  Нитратной  водицы  из  колодца  напиться  Всегда считалось, что с водой сельским жителям повезло намного больше городских. Однако это миф. Как утверждает Василий Пашкевич, сельское водоснабжение сегодня — одна из острых экологических проблем. В стране насчитывается приблизительно 400 тысяч колодцев, в 85 процентах их вода имеет повышенное содержание нитратных соединений, органических веществ, превышение показателей по жесткости. Основная причина – хозяйственная деятельность на подворьях: внесение удобрений, наличие отхожих мест, помещений для домашних животных, размещенных, как правило, на небольшой территории, водосборной для колодца. Грунтовые воды, которыми пополняются колодезные шахты,  залегают неглубоко – всего в 2—3 метрах от поверхности земли. Продукты жизнедеятельности легко туда просачиваются и растворяются. Несколько лучшая по качеству вода в колонках. Как правило, сюда она попадает из скважин глубиной от 30 до 150 метров. Это делает воду недоступной для нитратных и микробиологических веществ, зато резко повышается вероятность пресыщения железистыми соединениями. Железо придает воде неприятную красно-коричневую окраску, ухудшает ее вкус, вызывает развитие железобактерий. Высокое содержание этого элемента неблагоприятно воздействует на кожу, может сказаться на морфологическом составе крови, способствует возникновению аллергических реакций... 

Можем  ли  мы  сегодня  потреблять  гарантированно  качественную  воду?

Учитывая некоторые геологические особенности Беларуси и бурно развивающуюся хозяйственную деятельность, воду из водопроводного крана и колодца сегодня никак нельзя назвать чистой, как слеза ребенка. Те вредные вещества, которые в ней есть, или просто переизбыток какого-нибудь микроэлемента (что в конечном итоге почти одно и то же), накапливаясь, приводят к серьезным проблемам со здоровьем. Вот поэтому мы с помощью ведущего научного сотрудника Института геохимии и геофизики Национальной академии наук Беларуси Василия Пашкевича провели небольшой заочный рейд по основным источникам питьевой воды и попытались определить, каким из них отдать предпочтение, а какими нельзя пользоваться, даже испытывая сильнейшую жажду. 

Нитратной  водицы  из  колодца  напиться 

Всегда считалось, что с водой сельским жителям повезло намного больше городских. Однако это миф. Как утверждает Василий Пашкевич, сельское водоснабжение сегодня — одна из острых экологических проблем. В стране насчитывается приблизительно 400 тысяч колодцев, в 85 процентах их вода имеет повышенное содержание нитратных соединений, органических веществ, превышение показателей по жесткости. Основная причина – хозяйственная деятельность на подворьях: внесение удобрений, наличие отхожих мест, помещений для домашних животных, размещенных, как правило, на небольшой территории, водосборной для колодца. Грунтовые воды, которыми пополняются колодезные шахты,  залегают неглубоко – всего в 2—3 метрах от поверхности земли. Продукты жизнедеятельности легко туда просачиваются и растворяются. Несколько лучшая по качеству вода в колонках. Как правило, сюда она попадает из скважин глубиной от 30 до 150 метров. Это делает воду недоступной для нитратных и микробиологических веществ, зато резко повышается вероятность пресыщения железистыми соединениями. Железо придает воде неприятную красно-коричневую окраску, ухудшает ее вкус, вызывает развитие железобактерий. Высокое содержание этого элемента неблагоприятно воздействует на кожу, может сказаться на морфологическом составе крови, способствует возникновению аллергических реакций.

— Сельским жителям для очистки воды от солей тяжелых металлов, микробиологического загрязнения нужно использовать фильтры и кипятить ее, — говорит Василий Пашкевич. — Но эти способы неэффективны в отношении нитратов, которые с течением времени в организме человека преобразуются в нитрозамины, включаются в процесс обмена веществ и могут поражать органы и ткани. 

Для сельских жителей идеальным решением «питьевого» вопроса может стать полный отказ от колодезной воды и переход на использование глубоких водоносных горизонтов. Проще говоря, от скважин, подающих воду к колонке, необходимо подвести водопровод к каждому дому. По мнению Василия Пашкевича, проект дорогостоящий, но воплотить его в жизнь необходимо. 

По лабиринтам труб

В города питьевая вода поступает в основном из подземных источников, поверхностные воды используются процентов на 10—15, да и то только в двух крупных городах – Минске и Гомеле. Несколько лет назад воду из Немана употребляли гродненцы, из Западной Двины — жители Полоцка и Новополоцка. Сейчас они пьют ту, которая поступает исключительно из подземных водных запасов. Кстати, в течение нескольких ближайших лет планируется полностью перевести на их использование и Минск. 

К неприятной особенности подземных вод белорусского региона, как, впрочем, и соседних стран (России, Польши, Украины), можно отнести повышенное содержание железа. 

— Оно удаляется достаточно легко, хотя бы путем отстаивания, — говорит Василий Иванович. — При водоподготовке, когда воду насыщают кислородом (аэрируют), этот процесс происходит еще быстрее. При необходимости насыщенную железом воду пропускают через специальные песчаные фильтры, которые к тому же задерживают другие взвешенные частицы. 

То, что иногда из наших кранов льется явно «железистая» вода с характерным вкусом и запахом, говорит не о плохой очистке на входе, а об изношенности водопроводных коммуникаций. Здесь специалисты применяют термин «вторичное ожелезивание» и советуют действовать все теми же проверенными способами – фильтрацией и кипячением. 

С поверхностными водами, как правило, дела обстоят хуже. Вода из Вилейско-Минской водной системы, как, впрочем, и из других поверхностных источников, богата микробиологическими частицами, что делает неизбежным ее хлорирование. Отсюда – запах и вкус хлорки, к которому привыкли жители западных и юго-западных микрорайонов столицы. 

— Иногда очищающие реактивы хлора  запускают по всем водопроводным сетям Минска в целях профилактики, — рассказывает Василий Пашкевич. – Но пугаться не стоит: хлор – весьма нестойкое, летучее вещество, которое мгновенно разрушается при кипячении. 

Сотрудники Института геохимии и геофизики и представители центров гигиены и эпидемиологии, которые тщательно контролируют воду, предназначенную для питья, склоняются к тому, что сегодня всем нам лучше употреблять бутилированную воду.  Это, как правило, очищенная вода, добытая из подземного источника в каком-нибудь экологически чистом регионе республики. Именно она, лишенная вредных и избыточных примесей, сохраняет множество полезных микроэлементов и остается той «живой» и живительной влагой, которая человеку так необходима. 

Продается  вода. В  бутылках

Между прочим, у нее существует даже международное определение: «Вода считается бутилированной, если она соответствует государственным стандартам, гигиеническим требованиям к питьевой воде, помещена в гигиенический контейнер и продается для потребления человеком. При этом она не должна содержать подсластителей или добавок искусственного происхождения; ароматизаторы, экстракты и эссенции естественного происхождения могут быть добавлены к бутилированной воде в количестве, не превышающем одного весового процента; если же вода содержит больший процент добавок, то она относится к безалкогольным напиткам». Кстати, в нашей стране с января нынешнего года ужесточены требования к качеству бутилированной питьевой воды, поставляемой в продажу отечественными и иностранными производителями. По инициативе Министерства здравоохранения внесены изменения в СанПиН, утвержденные постановлением главного государственного санитарного врача от 26 декабря 2005 года. Отныне производитель должен указывать на этикетке подробную информацию о продукте. 

По словам врача-гигиениста отделения гигиены питания Республиканского центра гигиены, эпидемиологии и общественного здоровья Юрия Горенюка, в Беларуси около 35 предприятий производят питьевую воду. В целом она занимает приблизительно 7 процентов среди всех прочих безалкогольных напитков, изготавливаемых и реализуемых в нашей стране. 

Между тем есть такое мнение, что около 80 процентов бутилированной питьевой воды в мире разливается из-под… крана. Как отметил Юрий Горенюк, к Беларуси такая информация отношения не имеет. Все без исключения изготовители специальным удостоверением подтверждают качество питьевой воды и гарантируют ее безопасность. Образцы из каждой партии проходят исследования  на соответствие органолептических, физико-химических и микробиологических показателей. На основании их результатов уполномоченные органы Министерства здравоохранения  выдают производителям сертификат о гигиенической регистрации продукции. Зарубежные предприятия должны проходить процедуру регистрации раз в год, отечественные – раз в три года. 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter