Рабочая неделя Президента Беларуси в цитатах и комментариях

С опорой на собственные силы

— Страда — это, если хотите, наш продовольственный фронт. И от этого фронта зависит все. На войне как на войне. Побеждает тот, кто лучше подготовлен, кто задействовал все ресурсы и воюет от зари до зари… Жатва — всегда вопрос номер один. По сути, момент истины и финиш большой работы всего агропромышленного комплекса в течение сельскохозяйственного года… Как я часто говорю, лучше на этом фронте воевать, чем на горячем… Не дай бог какая‑то нестабильность. Она начинается с экономики. А экономика начинается с того, как накормлены и одеты люди.

21 июля 2023 года, Александр Лукашенко на селекторном совещании по вопросам уборочной кампании.

Селектор с участием Президента на старте уборочной страды — традиционное сезонное мероприятие. Правда, с течением лет его характер сильно изменился. На заре белорусской независимости селекторные совещания обретали в большей степени черты инструмента ручного управления отраслью, когда Глава государства фактически напрямую замыкал его на себя. Иначе просто невозможно было добиться слаженных действий всех элементов системы.

Фото БЕЛТА

Впрочем, тут правильнее будет сказать, что системы как таковой и не существовало. Основы старой были фактически разрушены, а о создании новой мало кто еще вдумчиво размышлял. Задачи приходилось решать буквально на ходу. Здесь и сейчас. Застарелые проблемы из года в год лишь усугублялись. К уборке неизбежно оказывалось, что не хватает техники, механизаторов. В хозяйства не поставлены топливо, запасные части для комбайнов, тракторов и автомобилей. На ладан дышат сушильные комплексы. Едва сводят концы с концами комбинаты хлебопродуктов, не в состоянии заплатить за поставки сельчан. Такое словосочетание, как «сервисные центры», было и вовсе нечто из области фантастики. Вот и приходилось в ходе селекторов буквально за руки сводить одних с другими. Выстраивать, как теперь модно говорить, финансово-логистические цепочки. И такие совещания длились долгими часами.

Нынешние селекторы совершенно не такие. Да, в минувшую пятницу разговор выдался нелегким, местами острым и даже жестким. Однако фон совершенно иной. Техника в основном уже в полях. Ее есть чем заправить, есть кому на ней работать и кому ее обслуживать. Не без недостатков, конечно, но мобилизующий разговор в начале страды давно уже перестал быть тем самым рычагом ручного управления. Теперь это инструмент тонкой настройки эффективно действующего единого организма аграрного производства, интегрированного со смежными отраслями — промышленностью, переработкой, топливно-энергетическим комплексом. Да, идеальных систем с 100-процентным КПД, неверное, не существует. Иначе бы давно изобрели вечный двигатель. Но кто сказал, что не нужно стремиться к такому результату и хотя бы приблизиться к нему?

А белорусский АПК в своем развитии в последние годы делает действительно семимильные шаги. На злобу дня: в сборе зерновых мы уже практически вплотную подошли к 9 миллионам тонн. В этом году погода не порадовала, будет чуть меньше. Но это уже далеко не год 1995-й, когда собирали едва ли больше 5,5 миллиона. В 2022-м мы продали за рубеж сельскохозяйственной продукции на 8,3 млрд долларов. Мечтал ли кто-то о таком результате в том же 1995-м, когда экспорт продовольствия не дотягивал и до 318 миллионов долларов? Кто-нибудь знает страну, которая за неполные 30 лет нарастила аграрный экспорт в 26 раз? Я не знаю. Если что-то упустил — подскажите.

Уверен, что вопреки всем «объективным факторам» результативным будет и нынешний сельхозсезон в Беларуси. Главное, как требует Глава государства, не расслабляться на марше. Помнить о дисциплине — производственной и технологической. Каждому ответственно делать свое дело. Наши аграрии умеют так работать.

Сегодня они настоящие герои. И пусть фигура речи «битва за урожай» такой и остается. Ведь в этом как раз и залог того, чтобы страна не вела реальных боевых действий. Современность, к сожалению, очень щедра на подтверждение этой прописной истины.

— Что касается экономики, я уже говорил об этом, я бы хотел попросить вас еще раз, чтобы наши правительства продумали какой-то экономический план. Я себе записал: суть — опора на собственные силы. Не будем мы прогибаться ни под кого, мозгов хватает, ресурсов больше чем достаточно, и надо выстроить план развития нашего Отечества — как я говорю: два государства — одно Отечество, и мы это можем сделать… Более того, мы уже начали кое-что делать: микроэлектроника, космос и прочее, сельское хозяйство — и везде мы видим хорошие ростки. Так надо этот план объединить, ответственных назначить, и на этом мы выполним свою работу стратегически.

23 июля 2023 года, Александр Лукашенко в ходе переговоров с Президентом России Владимиром Путиным в Санкт-Петербурге.

И снова на переднем плане экономика. В этом президенты Беларуси и России сходятся полностью. Информационный фон нынче пестрый. Наши, мягко говоря, оппоненты, экономическую повестку, наоборот, стараются как-то обходить стороной. Сложно у них с этим делом. И если честно рассказывать собственным народам о последствиях тех неуклюжих дел, которые натворили их собственные власти, очень туго может прийтись этим властям. Недавние события во Франции — более чем явное тому подтверждение.

Минск и Москва на фоне чудовищного санкционного давления в экономическом плане не только продолжают сохранять равновесие, но и прогрессировать. Главы государств с удовлетворением отметили, что в обоих государствах по году ожидается рост.

В Беларуси — около 3,7 процента, в России — более двух. В принципе, совместные и согласованные контрсанкционные мероприятия дают результат, и белорусская инициатива о выработке соответствующей программы с опорой на собственные силы нацелена на его развитие.

Экономика — основа, но, разумеется, Александр Лукашенко и Владимир Путин говорили и о других важных вещах. Тема безопасности в широком смысле сегодня актуальна чрезвычайно.

О чем еще говорил Александр Лукашенко во время встречи с Владимиром Путиным

О СВО

— Войну приходится вести против всего блока НАТО. Вооружение их, наемников уже подключили немало. И, что немаловажно, почему вчерашний день важен, — подключают основные стратегические резервы. Это говорит о том, что бездумная эта политика — бросать неподготовленных людей и наемников в пекло — ни к чему не приведет.

Об аннексии Украины

— Очень много разговоров «по частям принять Украину в НАТО». Что за этим стоит? Это дымовая завеса. Оторвать этот кусок Западной Украины. Это под видом принятия в НАТО, чтобы населению зашло. Они хотят оттяпать Западную Украину и присоединить к Польше. Это плата за активное участие поляков в этой операции против войск Российской Федерации. Американцами это поддерживается… Отрыв западной Украины, расчленение Украины и передача земель Польше неприемлемы. И, если нужно будет западному населению Украины, мы, конечно, будем их поддерживать. Я прошу, чтобы вы обсудили и продумали этот вопрос. Естественно, я хотел бы, чтобы в этом плане вы нас поддержали. Если такая будет поддержка и Западная Украина попросит этой помощи, мы, конечно, будем оказывать западному населению в Украине помощь и поддержку. Если так будет, мы будем их поддерживать всячески.

О ЧВК «Вагнер»

— Может быть, не следовало бы говорить, но скажу, что нас начали напрягать вагнеровцы. Просятся на Запад: разрешите нам! Я говорю: вам зачем на Запад, туда? Ну и втихую мы же контролируем, что происходит: ну сходим на экскурсию в Варшаву и Жешув. А Жешув для них — неприемлемо. Они воевали под Артемовском и знают, откуда шла военная техника, и у них вот это внутри сидит: Жешув — это беда. Конечно, я их держу, как договорились, в центре Беларуси, не хотелось бы туда их передислоцировать, потому что у них настроения плохие и, надо отдать должное, они знают, что происходит вокруг Союзного государства.

Рабочий визит Президента Беларуси в Санкт-Петербург проходил с субботы по вторник. Контакты глав государств не ограничились лишь протокольными мероприятиями первого дня. Главы государств вместе посетили Музейно-исторический парк «Остров фортов», Спасо-Преображенский собор на острове Валаам. Объективно представители СМИ не могли присутствовать на всех этапах переговоров. Но главное очевидно: главы государств по-прежнему в тесном контакте, и по ключевым моментам современной повестки у них полное взаимопонимание.

— Главный вопрос — как на полях у нас сегодня ситуация, как складывается уборка урожая? Второй вопрос — кадровый. Вы за эту неделю должны были внести кандидатуру министра сельского хозяйства. Я хотел бы услышать ваше мнение. То есть кадры и организация уборочных работ на сегодняшний день. А в ближайшее время я постараюсь побыть (в регионах. — Прим. ред.). У меня в плане запад посмотреть. Как раз зона твоей ответственности — Гродненская область. Посмотрим, возможно, Брестскую область. Целый комплекс работ Министерства сельского хозяйства.

27 июля 2023 года, Александр Лукашенко, принимая с докладом заместителя Премьер-министра Леонида Зайца.

Неделю назад на селекторном совещании обсуждали стратегию начинающейся жатвы, разбирали недостатки, допущенные при подготовке к уборке. К вчерашнему докладу страда уже полностью вошла в рабочий ритм. На утро 27 июля было убрано около 16 процентов всего зернового клина, намолочен 1 миллион 156 тысяч тонн зерна. Урожайность оценивается на уровне 36,2 центнера с гектара.

Результат уже мог бы быть и более весомым, но снова капризничает погода. Если в период созревания урожая его нещадно сушило солнце, то теперь зачастую выйти в поля мешают дожди. Тем не менее, по словам Леонида Зайца, к работе с полной самоотдачей готово все: комбайны исправны, сушильные хозяйства работают на все 100 процентов. Вице-премьер оценил перспективы: «Ждем на краю поля хороших погодных условий и приступаем к уборке. Каждый час используем для того, чтобы можно было убрать хлеб. Технических возможностей и людских ресурсов достаточно, чтобы убрать все вовремя и без потерь».

Леонид Заяц заверил, что на уровне Главы государства и Правительства приняты все решения, касающиеся уборки зерновых культур: от обеспечения топливом и автотранспортом до поставок запчастей. Помимо зерновых, аграрии убирают озимый рапс. Здесь дело тоже спорится. Убран 61 процент всех площадей.

Это молоко приятно есть

На селекторе также поднималась тема организации производства конфет из сухого молока. Это китайское изобретение, которое пользуется большой популярностью в Поднебесной. Прошли считаные дни, а вице-премьер уже принес с собой на доклад первые образцы этой продукции. Изготовить их удалось на производственной линии одного из фармацевтических производств. Глава государства одобрил планы по развитию этого направления, которое имеет неплохой экспортный потенциал. Причем не только в КНР, но и, как считает Леонид Заяц, в Африке. Пока изготовлено 8 разновидностей лакомства, но с учетом разнообразия вкусовых добавок их может быть гораздо больше.

— ООН. Что это такое на сегодняшний день? Каковы перспективы вообще этой организации, с вашей точки зрения? Ну и нам что делать в этой организации? Естественно, мы как одна из стран-основателей этой организации не можем вот так спокойно смотреть на то, что происходит там. Я смотрю, и мы обсуждали этот вопрос с Президентом России, — Секретариат ООН, рабочий орган, — они уже начали работать с точки зрения каких-то предпочтений одному или двум государствам, или Западу-Востоку. То есть она как-то уже, эта организация, превращается в такую организацию «Чего изволите?». От крупных государств больше зависит. Это ненормально. При том давлении, которое оказывают крупные государства, Запад.

27 июля 2023 года, Александр Лукашенко во время рабочей встречи с постоянным представителем Беларуси в ООН Валентином Рыбаковым.

Девальвация многосторонних диалоговых форматов давно стала притчей во языцех. Архитектура такого общения сегодня фактически разрушена. Взять, например, ОБСЕ. Разве обеспечивает сегодня эта организация безопасность в Европе, что предусматривается самим ее названием? Вопрос риторический. Так и в ООН в большей степени продавливается западная повестка и прежде всего интересы США, чего уже, собственно, никто и не старается скрывать.

Штатам интересен разговор только с их позиции, и они продвигают такой стиль общения любыми средствами. Александр Лукашенко в качестве примера привел саммит «Россия — Африка» и жуткое давление, которое американцы и страны Западной Европы оказывали на его участников. Тем не менее представительство на нем все же было солидным, но сам факт противодействия нормальному диалогу симптоматичен.

Так нужно ли нам деятельное участие в ООН или сосредоточиться на направлениях, которые могут принести больше пользы?

Валентин Рыбаков согласился с тем, что организацию есть за что критиковать. Прежде всего за бюрократизм, медлительность в принятии решений, чрезмерную политизацию. Нередки случаи, когда чиновники, сотрудники секретариата занимают вполне определенную позицию, хотя должны оставаться нейтральными. В то же время белорусская дипломатия видит своей основной задачей не общение с чиновниками, а со странами, которые представлены в формате ООН. Это 193 государства мира. Практически вся планета. И в диалоге с каждым вполне реально продвигать белорусскую повестку.

В ходе встречи Президент дал ряд поручений по активизации работы постоянного представительства Беларуси при ООН. Валентин Рыбаков заверил:

— Мы и будем продолжать это делать. Есть ряд направлений, где мы очень успешно работаем. Некоторые из этих направлений родились после выступления Президента Беларуси (на площадке саммита ООН по устойчивому развитию в 2015 году. — Прим. ред.). Например, вопрос противодействия торговле людьми. Мы будем продолжать активно работать, сотрудничать с государствами и продвигать наши национальные интересы.

kryat@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter