Кто помогает многодетной семье сражаться с сельским социальным неблагополучием?

С надеждой на лучшее

У крылечка дома по улице Молодежной пробивается зелень первоцветов. Еще немного тепла, и растения наберут силу, распустятся яркими красками. Тепло и внимание необходимо и живущим здесь погодкам–малышам. Дарье в этом году исполнится 5 лет, Марии уже 3 года, а Максиму — 1,7. В многодетную семью из агрогородка Новополье Пуховичского района нас привело письмо их 22–летней мамы Татьяны Винидиктовой, взывавшей о помощи: муж без работы, своего жилья нет и не предвидится — в сельсовете предложили лишь участок под строительство. «...Но у нас нет средств. Муж перебивается подработками. Обращался в ОАО «Агро–Оберег», сказали, что нет вакансий. Пенсионеры работают, а молодым нет вакансий» — и дальше по тексту сплошь проблемы...


При встрече Татьяна не спускала с рук Максима, который от нашего присутствия (пришла я с представителями местного сельисполкома и хозяйства, где до ухода в декрет она работала оператором машинного доения) то и дело капризничал. Даша и Маша наперебой показывали незатейливые игрушки и нарядные платьица. Видно, мама их приодела к нашему визиту. Глава семейства отсутствовал. Как оказалось, он уже официально устроился на частное предприятие «ТолТимДрев» рубщиком дров. Легализовать свой труд в немалой степени его подстегнул Декрет № 3. Хотел бы купить двух маленьких бычков, чтобы вырастить на летней траве. Надо же жену и деток обеспечивать. Пока же на подворье даже кур не завели...

В доме, а живут Винидиктовы у матери Тани, Натальи Владимировны Анищенок, чувствуется, стремятся к достатку. Стоят новый шкаф, холодильник, другая бытовая техника, которая на фоне потертых диванов да комодов, старых обоев, требующих ремонта потолка и пола выбивается из интерьера, создавая контраст, словно просится в новую квартиру. Молодая хозяйка показывает свою комнату:

— Вот тут впятером и ютимся. В другую комнату скоро заселится сестра Света с ребенком — на днях выпишут из роддома.

Многодетная семья Винидиктовых живет в доме у матери Татьяны.

В проходной гостиной обитают мать с мужем, а за стеной — комната еще одной сестры. Считай, четыре семьи под одной крышей на восьмидесяти «квадратах». Недвусмысленный намек на тесноту Татьяна подкрепила прямым вопросом:

— Когда дети подрастут, куда их расселить?

На родительскую помощь Винидиктовым рассчитывать не приходится. Олег — сирота. В Червенском районе у него остались отчим и бабушка, у которой одно время жили, да пришлось выселиться из ее старой хаты по настоянию органов опеки: там могла провалиться крыша. Для отчима пасынок — лишняя обуза. Предложенная квартира райагросервиса, которую хотели обжить, холодная. Вот и перебрались обратно в Новополье, откуда съезжали из–за «конфликта поколений»: зять не мирился с тещей. Одновременно подыскивали работу с предоставлением подходящего угла. Куда ни обращались, всюду получали от ворот поворот.

Таня тоже выросла без отца. Их семью признавали находящейся в социально опасном положении. Сколько комиссий видела она со своими сестрами и братом, когда были под «соповским» наблюдением... Сколько страха натерпелись, что заберут в детдом... Мать все–таки взялась за ум. У школьного социального педагога да психолога с десяток инструкций, как работать с такими детьми и родителями. Столько же надо составить отчетов. Но в итоге какой процент вылеченных душ? Думаю, не в обиду будет сказано учителям, на которых взвалили огромную ответственность, — невысокий. Хоть умные слова в разных программах и положениях написаны: гипопротекция, эмоциональная депривация. По–другому, лишение. Суть всегда одна — радость отношений с родителями вытесняют тревога, злость, обида. И рецепт врачевания один — любовь. Не хватило этого чудодейственного лекарства от родных и окружающих — появляется неустойчивая психика, конфликтность, повышенная уязвимость и неприспособленность к жизни.

Куда расселить детишек, когда они подрастут?

Судя по рассказу Татьяны, ей трудно контактировать с людьми. Поругалась в отделе кадров хозяйства из–за того, что заявление на постановку в очередь на жилье не приняли. Прибежала в сельсовет и повздорила с председателем по той же причине. А всего–то надо было — собрать необходимые документы, заплатив 2 рубля 30 копеек за одну справку, за все шесть — 13,80. «Вы не сказали какие!» — в обиде молодая мама.

Не ходят старшие в детский сад, никак не возьмет разрешение в поликлинике. Заведующая Наталья Зубченок как увидит ее, так и напоминает: «Девочкам надо развиваться, готовиться к школе». А мама каждый раз находит причины, по которым для детей посещение садика откладывается...

Ключи от жилплощади


Председатель сельсовета Наталья Силивончик с жилищной ситуацией этой семьи знакома:

— На территории Новопольского сельсовета проживают 14 многодетных семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Все они, кроме Винидиктовых, стоят на очереди. Одна квартира на сельсовет уже выделена в доме, строящемся с господдержкой в Дружном. Чтобы ее получить, надо внести первоначальный взнос чуть ли не в десять тысяч долларов. Винидиктовы могут рассчитывать на льготный кредит для многодетных на строительство или покупку жилья и помощь государства в погашении задолженности по нему в размере 75 процентов от выделенной суммы при наличии троих несовершеннолетних детей. Если появится четвертый — то и на всю стоимость. Супруги имеют право на получение жилого помещения социального пользования из госфонда. Опять–таки надо состоять на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий. При этом оговаривается, что среднемесячный совокупный доход на каждого члена семьи не должен превышать бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения, исчисленного за 12 месяцев, предшествующих месяцу постановки на учет (и на день предоставления жилого помещения), а стоимость заявленного имущества — размер стоимости квартиры типовых потребительских качеств. Но для этого надо сделать первый шаг — стать на очередь. Да и жилищный вопрос сиюминутно не решается.

При встрече с журналистом Татьяна не спускала с рук младшего  Максима.

Ждать социальной квартиры придется долго — в Пуховичском районе более 400 семей претендуют на бесплатную жилплощадь. И находятся в не менее сложных условиях. В этом году должны были возвести 100–квартирный дом, но стройка откладывается, проинформировали в отделе ЖКХ райисполкома.

Переселяться Винидиктовым сейчас некуда. Кто знает, может, сами по себе молодые супруги жили бы мирно и ладно? Наталья Анищенок, главная хозяйка в доме, с 2000 года, как перебралась из Минска в Новополье, так и не оформила свою квартиру, не платит за электроэнергию, за что свет отключали, невзирая на годовалого малыша. Может наделать беды ветхая электропроводка. Несколько простых деревенских домов, отремонтированных хозспособом, добротно и вместе с тем экономно, где можно пожить хотя бы временно, сняли бы напряжение.

В больших деревнях, где не одни старики греются на завалинке, проблема социального жилья такая же актуальная, как в городах. Вместе с тем рядом столько брошенных строений! Опыт переделки нежилых зданий под жилые есть и в Пуховичском районе. Бывший ведомственный детсад в поселке Правдинский, долго стоявший без окон и дверей, торфопредприятие, кстати, по настоянию местных жителей, реконструировало под 14–квартирный арендный дом.

Сейчас сельсоветы активно выставляют на продажу земельные участки. Новопольский, находящийся в аукционной пригородной зоне города Минска, за прошлый год продал 11 наделов. В деревне Заречаны, к примеру, земля ушла с молотка за 12.400 рублей. Как вариант можно воспользоваться этими деньгами. Но их хранят на депозите и тратят на определенные цели, объяснила Наталья Силивончик:

— Эти средства могут использоваться только на формирование землеустроительных дел, чтобы потом оформлять следующие участки и выставлять их на аукцион, на благоустройство и строительство инфраструктуры, но никак не на реконструкцию помещений под жилье. Можем формировать массив квартала жилой застройки за эти деньги, потом подводить свет, газ, воду.

А пока с сельским социальным неблагополучием сражаются только педагоги и общественность. Но они бессильны, когда семье нужна конкретная помощь.

klimovich@sb.by

Фото автора.

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter