Заслуженная артистка Беларуси уверена: традиции и высокий профессиональный уровень Финберга будут продолжены

С Михаилом Финбергом у солистов была невидимая связь

Заслуженная артистка Беларуси Наталья Тамело 30 лет работает в любимом коллективе — Национальном академическом концертном оркестре, который после ухода из жизни его многолетнего руководителя народного артиста Беларуси Михаила Финберга пережил настоящую трагедию, человеческое и творческое опустошение.

Даже сейчас по прошествии восьми месяцев после ухода маэстро Наталья не может говорить о любимом мастере и дирижере без слез… Тем не менее коллектив, который с недавних пор возглавил дирижер Максим Рассоха, уже готовит новые концертные программы, а сама Наталья с удовольствием и азартом трудится педагогом по вокалу на шоу-проектах Белтелерадиокомпании «Фактор.by» и «Фактор.by 60+».

Виват, король, виват!

— Наталья, вы чувствуете себя продолжательницей традиций Михаила Яковлевича в оркестре?

— Да, несомненно. Когда проработал с человеком 30 лет, когда знаешь, чего ему стоило создать такой коллектив, когда знаешь, что он ощущал каждый день, как он боролся за творчество, как находил новые возможности, новые песни, придумывал новые программы, просто не можешь бросить и предать его дело. Оркестр для меня — это моя семья. Я в нем с 1992 года. Столько всего вместе пережили. Ко всем нам Михаил Яковлевич относился как к детям. А ведь оркестр — огромный коллектив в 200 человек вместе с постановочной частью. Михаил Яковлевич во все и всегда вникал, просматривал десятки бумаг каждый день, проводил репетиции, отвечал на звонки, подписывал документы… Считаю его уход внезапным, мы не были к нему готовы. Каждый день он звонил мне по творческим вопросам, всегда, например, просил напомнить вокалистам, во сколько выезд, уточнить, все ли знают, какую программу предстоит исполнять.

Иногда во время репетиции он мог просто посмотреть на музыкантов поверх очков, ничего не говоря, и они понимали, что нужно делать. Уже присутствовала некая невидимая связь, основанная на каких-то флюидах, интуиции и глубоком внутреннем понимании друг друга и самой природы музыки. Сейчас оркестр выступает без Финберга, но с полным ощущением, что он рядом.

Михаил Яковлевич оставил нам настолько богатое наследие, что еще долго мы можем работать на его идеях и музыкальном «топливе». Мы всегда немного посмеивались и шутили, когда он говорил: «У нас готовы программы до 2025 года!» А оказалось, это действительно так. Он жил как будто наперед. И сейчас я понимаю, что это не смешно, а профессионально и серьезно. Без него мы будем пользоваться тем, что он сделал, еще очень долго, спокойно жить и работать. Собрано сумасшедшее количество песен и огромное количество фестивальных программ. Этот оркестр в его нынешней форме создал великий музыкант, гражданин и человек.
«Уход Михаила Яковлевича для нас был внезапным ударом, как снег на голову… Все произошло так неожиданно. Тогда я немного испугалась и подумала, что не смогу быть художественным руководителем оркестра. Но сейчас, когда первые эмоции улеглись, вижу, что вполне потянула бы. Тем более есть поддержка коллег и других солистов. Не хочется, чтобы традиции, заложенные Михаилом Яковлевичем, рушились».
— Впереди новый концертный сезон, на чем сосредоточитесь в первую очередь?

— Нам предстоит большое количество концертов. Прежде всего не забудем фестивали в малых городах Беларуси, которые создавал Михаил Яковлевич, джазовые фестивали и концерты. Мы единственный коллектив, который играет столь разностороннюю музыку на таком высоком уровне. Библиотека оркестра сегодня настолько велика, что все это должно звучать. Партитуры покупались Финбергом лично за свои деньги, какие-то ноты приходили даже из-за океана, из Америки. Собран настоящий музыкальный клад, кладезь мировой музыки.

В ближайшее время нас ждет Любань — 16 сентября здесь пройдет областной праздник искусств «Полесские встречи». 24 сентября Мстиславль примет уже XX Фестиваль искусств имени народного артиста Беларуси Николая Чуркина. Эти фестивали, как и многие другие, создавал, придумывал и воплощал Михаил Яковлевич.

Меня, кстати, очень покоробило, когда на прошедшем «Славянском базаре в Витебске» молодая ведущая Аглая Шиловская объявила: «Следующая песня посвящается одному известному белорусскому музыканту» — и даже не назвала фамилию Финберга. Когда я услышала это впервые на репетиции, подумала, что на концерте объявят точно, это же специальный номер, посвященный памяти Михаила Яковлевича! Но этого не произошло... Ладно, нас, солистов оркестра, десятилетиями не объявляют, мы все к этому уже привыкли, но не объявить народного артиста Беларуси, создателя коллектива… Зато когда в зале во время номера встал Президент и весь зрительный зал за ним — это и была высшая оценка, которая лучше тысячи слов. Не хотите — не объявляйте, но шесть тысяч зрителей заставить встать невозможно. Это и есть народная любовь.

— Наталья, продолжается ли ваше творческое сотрудничество как педагога с продюсерским центром «Спамаш» или вы полностью переключились на «Фактор.by»?

— Сотрудничество продолжается, скоро будет новый набор детей, о прежних воспитанниках тоже никто не забывает. Мы, педагоги, всегда рядом и готовы помочь советом. «Спамаш» никогда не останавливается. Его директор Анжелина Микульская фонтанирует интересными идеями. Впереди занятия, съемки, концерты.

Человеческий фактор

— Наталья, уже второй сезон вы являетесь педагогом по вокалу на проекте «Фактор.by», и я понимаю участников, которые получают от вас профессиональный совет — вы все-таки разработали собственную авторскую методику преподавания вокала. А что вы получаете от проекта?

— Неимоверный заряд энергии! Со всеми ребятами я нахожусь на одной волне. Мне нравятся такие телевизионные проекты. В 2009 году я участвовала в шоу «Танцы со звездами» — незабываемый опыт. Столько эмоций, столько общения! И когда я соглашаюсь на тот или иной телепроект, отдаюсь ему полностью, по-другому не могу. «Фактор.by» — отличный проект Белтелерадиокомпании. Они большие молодцы, что его начали и продолжают.

— А не жалко тратить на неопытных и начинающих исполнителей время, которое могли бы использовать на запись новой песни?

— Я все успею. Если со стороны канала «Беларусь 1» ко мне есть такое профессиональное доверие как к вокальному педагогу, я не могу этим пренебрегать.

— Почему люди старшего поколения приходят на кастинги «Фактор.by 60+»?

— Потому что в Беларуси очень много поющих и талантливых людей, о которых, к сожалению, никто не знает. Вы не представляете, как профессионально, откровенно и честно они выступают. Какими подготовленными они приходят. С глубоким знанием музыкальной профессии, пониманием, для чего они сюда пришли, со своим отношением к музыке, своими записанными дисками. К тому же у нас много одиноких людей старшего возраста, кто-то потерял свою половинку, и, возможно, на нашей программе они начнут новые отношения. Фрики, конечно, есть, как на любом шоу, но они настолько уверены в себе, что даже от себя не отторгают. Я уверена, что телезрителю они понравятся. (Смеется.)

pepel@sb.by

Фото из личного архива.

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter