С гаечным ключом в плату?

Как довести до ума современный трактор, когда денег в обрез

ИМЕННО на мощные высокопроизводительные машины нынешней весной выпадет основная нагрузка при подготовке почвы и проведении сева. Чтобы отремонтировать агрегаты, необходимы, во-первых, немалые деньги и, во-вторых, профессионально грамотные специалисты, современное оборудование. Опыт показывает, что с гаечным ключом в плату лучше не лезть.

В СПК имени Деньщикова Гродненского района девять энергонасыщенных тракторов — пять белорусских и четыре американских. Теперь в мастерских два — «МТЗ-3022» и «Джон Дир». 

— Простой и средний ремонт такой техники делаем у себя. С более сложным обращаемся в сервисные организации фирм-производителей. Теперь, к слову, у нас работают сотрудники дилерского центра «Джон Дир». Они снимают с трактора коробку передач. Еще на одном таком же необходимо отрегулировать электронику. Тоже придется обращаться к ним. Отечественную технику чаще всего отправляем на тракторный завод в Минск, — рассказывает главный инженер хозяйства Иван Якимович.

КОНЕЧНО, ремонт, особенно импортной техники, — удовольствие не из дешевых. Еще недавно, чтобы довести до ума ту же коробку передач, необходимо было выложить от 60 до 80 миллионов рублей. Теперь в связи с увеличением курса доллара, вероятно, вырастет и стоимость ремонтных работ. Однако технику чинить надо. На оплату ремонтных услуг, приобретение необходимых узлов и деталей идут в основном деньги, вырученные от реализации сельхозкооперативом государству молока и мяса.

Если в СПК имени Деньщикова хотя и с трудом, но все же изыскивают средства на дорогостоящий ремонт техники, то руководители большинства сельхозпредприятий Вороновского района находятся в более сложном финансовом положении. Почти каждому приходится ломать голову над тем, где их взять.

— Денег почти ни у кого нет, — поясняет начальник управления сельского хозяйства и продовольствия Вороновского райисполкома Иван Винцкевич. — Есть надежда, что с нами рассчитается сахарный комбинат за сданную свеклу, хотя неизвестно, когда он это сделает. Конечно, сложа руки ремонтники не сидят, что можно, делают. На 1 марта у нас назначен районный техосмотр тракторов. Надеюсь, к этому времени почти всю технику удастся поставить на линейку готовности.

По словам Ивана Антоновича, в стремлении уменьшить стоимость ремонтных работ хозяйства стараются самостоятельно устранять многие несложные неполадки техники, где не требуется специальных оборудования и знаний. Лишь при невозможности это сделать обращаются за помощью к специалистам из сервисных центров. Ремонт энергонасыщенных машин белорусского производства организован в Вороновской и Лидской сельхозтехниках, по «Джон Дирам» приходится обращаться к представителям этой фирмы в Гродненской области. 

Кстати, замечает Иван Винцкевич, последние намного выше ценят свою репутацию, чем работники белорусских сервис-центров. Сотрудника фирмы «Джон Дир» можно вызвать в любой день и время. А вот у наших — то рабочее время закончилось, то выходные или праздничные дни.

ЧТО касается расчетов за выполненную работу, тут представители иностранных фирм стараются работать только по полной предоплате. Правда, для постоянных, надежных и стабильных партнеров существуют определенные льготы. К примеру, предварительная оплата за услугу в размере 50 процентов. 

По словам директора совхоза «Лидский» Лидского района Владислава Ирчица, все как раз наоборот: в хозяйстве шесть энергонасыщенных тракторов, из которых два «Джон Дира», и именно с последними возникает больше всего проблем в ремонте: 

— Если, допустим, трактор сломался, сначала необходимо перечислить 2,5 миллиона рублей для того, чтобы специалисты иностранного торгово-сервисного унитарного предприятия «ДОЮС БелАгроБалтик» выехали в хозяйство и сделали диагностику. Потом требуют заплатить за нужную деталь или узел. Только после этого последует заказ в Литву или Германию. Пока из-за границы доставят запасную часть, могут уйти две, а то и три недели. А в это время техника позарез нужна в поле.

— Причем не всегда в совхозе могут быть на счету свободные деньги. Почему бы «ДОЮС БелАгроБалтик» не сделать заявку на запасные части сразу же, а не ждать предоплаты? — высказывает свою позицию Владислав Брониславович. — Конечно, ремонт стоит денег. Причем немалых. И тут уже последнюю копейку отдашь, чтобы техника работала. Если не хватает оборотных средств на эти цели, берем банковский кредит. Пусть и под высокий процент, но тут выбирать не приходится, поскольку потерять в таком случае от простоя техники можно еще больше, — добавляет собеседник.

А вот белорусские сервисные предприятия могут оказать услугу по ремонту и в долг. К примеру, хозяйства Вороновского района задолжали местной сельхозтехнике, являющейся техническим центром Минского тракторного завода, за ремонт тракторов уже более 150 миллионов рублей. И оплату в Вороновской сельхозтехнике ждут месяцами. Конечно, такая ситуация не устраивает руководство акционерного общества. Но куда от этого уйдешь: хозяйства рады заплатить по счетам, но касса, к сожалению, у многих пуста.

— Тем не менее, — замечает директор Вороновской сельхозтехники Александр Магазинщиков, — при выполнении ремонтных работ стараемся уложиться в отведенный норматив. В зависимости от сложности на это уходит от нескольких десятков минут до нескольких недель. У нас есть специализированные выездные ремонтные бригады, которые готовы устранить неисправность прямо в поле. Если для этого потребуется специальное оборудование, то трактор отправляется или в ремонтную мастерскую хозяйства, или на базу сельхозтехники.

С запасными частями проблем не возникает. На складе хранится гарантийный комплект на 100 единиц техники для хозяйств Вороновского и Лидского районов в количестве около 70 миллионов. Сельхозтехника приобретает и запчасти для хозяйств региона. Для чего заключены договоры с поставщиками и предприятиями-производителями таких комплектующих. В прошлом году, к примеру, собирали заявки от всех желающих сельхозорганизаций. Правда, большой заинтересованности в этом последние не проявили, отмечает Александр Магазинщиков.

Всего в сельхозорганизациях Принеманья насчитывается 745 энергонасыщенных тракторов. По состоянию на 8 января, к выходу в поле готов 621.

— В области утвержден план подготовки сельскохозяйственной техники к полевым работам в 2015 году. Он разбит по месяцам, а также районам. Согласно плану, вся техника, в том числе и энергонасыщенная, должна быть отремонтирована к первому марта, — говорит заместитель начальника управления механизации облсельхозпрода Иван Петлицкий.

НА весь объем ремонта потребуется примерно 320 миллиардов рублей, уточнил Иван Иванович. В основном это будут средства самих хозяйств. Планируется, что финансовую помощь окажет в этом и облисполком. Правда, такая помощь покроет только небольшую часть затрат. В прошлом году, к слову, на эти цели из бюджета области было направлено 15 миллиардов рублей. В текущем, возможно, будет несколько больше. Но все это чуть ли ни капля в море. Поэтому хозяйствам придется в основном надеяться на собственные силы и средства. Не исключено, что многим доведется брать банковские кредиты под высокий процент. А иначе можно будет вообще остаться у разбитого корыта.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Версия для печати
Заполните форму или Авторизуйтесь
 
*
 
 
 
*
 
Написать сообщение …Загрузить файлы?