Каким должен быть современный детский спектакль?

С чистого листа

Каким должен быть современный детский спектакль? Тем более новогодняя сказка? Уж точно не наивным. Время наивных спектаклей прошло. Стоит немалых усилий вытащить ребенка из любимого гаджета и заставить его час с лишним смотреть на сцену.

В премьерном спектакле “По щучьему веленью” в Национальном академическом театре имени М. Горького по воле постановщика худрука труппы Сергея Ковальчика действуют сразу три щуки, Емеля читает рэп, царь-батюшка, как какой-нибудь метросексуал, не может оторваться от зеркала, приговаривая: “Ну, хорош! Как хорош!”, а царевна Несмеяна требует изысканный и неслыханный десерт — мороженое из бананов. Ребятня в зале все эти находки принимает вполне благодушно.

Но ключевые моменты русской народной сказки здесь все-таки на месте. Щука разговаривает человеческим голосом, матушка Емели тиха и безропотна, в царский дворец Емеля приезжает на печи. Так что к режиссерской концепции вполне применима формула: все в пределах разумного. Но без изрядной доли “перезагрузки” театральная сказка существовать все-таки не может.

В свое время со вкусом и выдумкой перекроила “Красную Шапочку” и “Буратино” режиссер Анастасия Гриненко в Музыкальном театре. Уже тогда Гриненко пророчествовала: дети уйдут в интернет! Так и оказалось. Известные драматурги братья Пресняковы по просьбе руководства Московского художественного театра переписали некоторое время назад сказку Петра Ершова “Конек-Горбунок”. В итоге эта музыкальная сказка шла на большой сцене театра не только в дневное, но и в вечернее время.

И круг поклонников из числа взрослых оказался у нее очень велик.

Конечно, это не значит, что каждый детский спектакль стоит нагружать своими взрослыми идеями. Остается неприкосновенный остров благодушных сказок без фиг и выкрутасов для самых маленьких зрителей в Республиканском театре белорусской драматургии, ТЮЗе, Белорусском государственном театре кукол... Но чужие дети быстро растут. И уже в следующий раз юный посетитель театра потребует чего-нибудь “эдакого”. А для начала затребует в буфете мороженое из бананов.

Не стоит забывать также, что Емеля, Конек-Горбунок или Золотая рыбка нынешней детской аудитории знакомы гораздо меньше, чем Губка Боб, Человек-паук или Шрек. Иногда героев Пушкина, Ершова или русского фольклора ребята видят впервые именно на театральной сцене. Эту горькую иронию нашего времени тоже не стоит списывать со счетов и готовить знакомство с детской классикой всегда стоит как бы с чистого листа.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter