С чеком — по жизни?

Чем оборачивается для государства такая мелочь, как игнорирование потребителем чека

Чем оборачивается для государства такая мелочь, как игнорирование потребителем чека

Спасти от опоздания на важную встречу может только такси. Набираю номер, диспетчер любезно отвечает, что машина будет через пять минут. Внимательный таксист-частник, войдя в положение, доставляет к месту назначения короткой дорогой в считаные минуты. И денег берет не больше, чем рассчитывала... Интересно, а вот вы бы потребовали у него чек?

Недавно своего рода эксперимент провели сотрудники Комитета государственного контроля Гродненской области: сколько человек из десяти попросят у частника чек на покупку или услугу? Оказалось... один.

Но почему же большинство из нас игнорирует это право, которое к тому же является еще и гарантией? С целью найти ответ на этот вопрос провела блицопрос среди друзей и знакомых. Мотивация примерно такая: неловко как-то требовать, привыкли доверять...

Чем оборачивается ситуация, когда товар подсунули некачественный, а чека нет, думаю, испытали многие. Некоторые, поборовшись за права потребителя, наверное, уже изменили свою привычку не брать чек. Однако все еще есть другие, примерно девять из десяти... Смею предположить, что это и есть проявление особенностей нашего менталитета. Ведь если взять, к примеру, любую страну Европы, там выдача кассового чека — дело само собой разумеющееся, что говорит о высоком уровне культуры торговли и обслуживания. Более того, в некоторых странах за розничные операции с контрафактными товарами, несущие соблазн невыдачи чека, ответственность возложена не только на продавца, но и на покупателя. В итоге срабатывает принцип общей ответственности.

А чем же оборачивается для нашего государства сокрытие выручки, которому способствует и такая, казалось бы, мелочь, как игнорирование потребителями чеков? Налоговые органы только в Гродненской области за шесть месяцев установили 380 фактов сокрытия субъектами хозяйствования выручки, в пользу государства взыскано 405,6 миллиона рублей штрафов. И еще информация к размышлению: как свидетельствует статистическая отчетность, удельный вес так называемого неорганизованного рынка в товарообороте той же Гродненщины составляет порядка 24 процентов. Сколько же на самом деле скрыто налогов, от которых напрямую зависит состояние наших больниц, качество транспорта и т. д.?

Едва ли сегодня можно найти в мире хоть одно государство, которое приветствует уход от налогообложения, и Беларусь — не исключение. Почему же, внедряя в сферу услуг передовые технологии, используя автоматизированные системы управления, кассовые суммирующие аппараты, банковские расчетные терминалы, мы никак не избавимся от элементов “ларечного” бизнеса?

Недавно довелось присутствовать на совещании в Комитете государственного контроля Гродненской области, где приглашенные специалисты из заинтересованных ведомств, индивидуальные предприниматели пытались сообща найти ответ на этот вопрос. Мнения высказывались разные. В частности, акцент был сделан на необходимости совершенствовать законодательную базу, в которой существуют “лазейки” для недобросовестных субъектов предпринимательства. Рассматривались также варианты обустройства банковскими расчетными терминалами торговых мест на рынках, размещения на торговых рядах социальной рекламы, напоминающей покупателю о праве потребовать чек, и т. д.

Следует заметить, что эта встреча вылилась в глубокий анализ ситуации и разработку госконтролем конкретных мер по ее регулированию.

И все же, как известно, перемены приходят тогда, когда люди начинают мыслить по-другому, а это уже личный выбор.

Недавно на глаза попалась любопытная информация из той же сферы услуг такси. Руководитель одного из гродненских частных унитарных предприятий, которое оказывает диспетчерские услуги водителям такси, на протяжении нескольких лет требовал определенную плату за каждый заказ. Наконец, сами водители, устав от таких поборов, обратились в компетентные органы с заявлением о непорядочности “предприимчивого” директора. В результате следствия выяснилось, что с 2007 по 2011 год сумма сокрытой им выручки превысила 220 млн рублей, а сумма неуплаченных государству налогов составила более 85 млн рублей. В отношении директора, уклонявшегося от налогов, возбуждено уголовное дело.

Сработал-таки принцип общей ответственности.

...Набираю номер службы такси, где меня так любезно обслужили, чтобы поинтересоваться, сможет ли водитель в следующий раз выдать мне чек, подтверждающий оказание услуги.

— Сможет, только вам нужно предупредить диспетчера, — проясняет ситуацию любезный голос.

Получается, до выдачи чека как действия само собой разумеющегося нам еще ехать и ехать...

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter