С бабеттой в голове. Модные штучки Брижит Бардо

В сентябре 1960 года дети пошли в школу, а девушки — в парикмахерскую. На экраны минских кинотеатров вышел фильм «Бабетта идет на войну». Кино, давшее нам название новой прически бабетта и воочию познакомившее с Брижит Бардо. 

Если вы надумаете сегодня посмотреть фильм «Бабетта идет на войну», вероятно, вас ждет разочарование. Или недоумение. Что такого нашли в нем ваши родители, а скорее, дедушки и бабушки, которые некогда активно интересовались лишним билетиком на ступеньках кинотеатра? Комедия с незамысловатым сюжетом, вялотекущее действо… История наивной юной француженки, заброшенной из Лондона в оккупированный Париж. Вроде и делает она все невпопад, но удача с ней. Боевое задание успешно выполнено: важный немецкий генерал пленен ее красотой, соблазнен и в итоге захвачен бойцами Сопротивления. Британские острова спасены от вражеского вторжения. Торжественное построение. Награждение. Конец фильма.

В наше скачущее галопом время снимают и веселее, и живее. Однако в СССР картина вызвала приличный ажиотаж. Военная комедия вообще нечастый жанр в нашем прокате. Гротесковый образ гестаповца папаши Шульца изрядно повеселил публику, освежив в памяти еще не забытые военные карикатуры Кукрыниксов. Но шутки и гэги скорее для мужчин и детворы. Девушки шли посмотреть на Брижит Бардо.

«Не знаю, Бог ли создал женщину, но если так, то знал зачем…»

Ее слава актрисы шла нога в ногу с популярностью законодательницы мод. Что в карьере красавицы было ярче, роли или наряды, вопрос открытый. Эстетов от киноискусства ее регулярные образы наив-ных красоток не сильно впечатляли. Сейчас подобные типажи активно тиражируются в анекдотах про блондинок. Но сколько бы ни язвили критики, простые девушки, вступающие во взрослую жизнь с мечтами о богатстве и счастье, в лице Бардо нашли объект для подражания. В ее персонажах молодежь узнавала себя, свои радости и горести, свои стремления и заботы.

Копировать ее было легко и сложно. Легко, потому что было что. Прическа, наряды, походка — все свежо и оригинально. Не спутаешь. Сложно, потому что сотворить подобное с собой — значит бросить вызов патриархальности общественной морали. Первый муж актрисы Роже Вадим по череде ее ролей недвусмысленно высказался: «Образ молодых женщин, чье стремление к удовольствиям не ограничено ни моралью, ни социальным табу». Сама Бардо, собственно, и делала все, чтобы не быть серой мышью. Вместе с Роже Вадимом она последовательно создавала свой миф. Ради сенсации, то играя на ханжеской добродетели, то щекоча нервы или просто потакая низменным вкусам обывателя.

С первым мужем Роже Вадимом юная Бардо создавала миф вокруг своего имени.

«Нет, наверное, большего труда, чем стараться шикарно выглядеть с утра до полуночи»

Канны, 1953 год.
В 1953 году на Каннском фестивале она, 18‑летняя старлетка, неожиданно выпорхнула на красную ковровую дорожку. Парадный наряд был элегантен: атласное белое платье с открытыми плечами и фантазийным лифом, черная бархатная сумочка, отделанная жемчугом, замшевые перчатки, меховая накидка из белого песца, изящный бриллиантовый гарнитур. Все ахнули. Уже назавтра на пляже дефицита внимания новоиспеченная юная знаменитость не испытывала. Еще бы! Она позировала для падкой на сенсации прессы в купальнике. Бикини! Неслыханная дерзость. Всего за несколько лет до этого раздельные купальники запретили к использованию даже на конкурсе «Мисс мира»! До появления девушки в бикини на обложке «Плейбоя» оставалось еще почти десять лет! Но, как оказалось, именно Брижит Бардо вместе с еще одной культовой блондинкой тех лет — Мэрилин Монро — перевернули представление о женском пляжном наряде.

Сегодня моду диктуют подиумы и глянцевые журналы. Однако это актуально скорее для тех, кто ловит каждый писк. В жизни среднестатистического обывателя, не увлеченного гламуром, все значительно проще. Поэтому история знает немало случаев, когда герои фильмов определяют модные тенденции и становятся иконами стиля. Для СССР подобные примеры вошли едва ли не в традицию. Виной тому весьма скромное общение с внешним миром и слабость собственной модельной индустрии. Журналы «Работница», «Крестьянка», как и их белорусский скрещенный аналог «Работнiца i сялянка», культивировали образ женщины‑труженицы. Излишества в одежде не приветствовались, да и позволить их себе могли единицы. Специализированные журналы «Ригас моделс» и таллиннский «Силуэтт» были в дефиците. Особо продвинутые покупали польский еженедельник «Кобета и жыче», чтобы быть в курсе модных веяний. В то же время кино, доступное всем подряд, приоткрывало окно в иной мир. Но и тут не все было нараспашку. Большинство западных фильмов являло собой не современные мелодрамы, а экранизацию классических произведений или лихие приключения. По костюмированным лентам или комедиям определять, чем живут и как выглядят сверстники за рубежом, было нереально. В такой ситуации даже маленький лучик подобен прожектору.

За точку отсчета можно взять, например, 1959 год и появление на наших экранах фильма «Колдунья». Марина Влади, изящно ступающая среди лесов и болот, принесла моду на распущенные волосы. Быть похожей на соблазнительную дикарку хотелось многим девушкам. А буквально на следующий год случился настоящий прорыв.

Брижит Бардо и ее бабетта на голове встряхнули парикмахерские во всем мире. 

После выхода фильма на экраны легкая небрежность в укладке, начес и взбитые волосы надолго стали популярными по всей Европе. Нечастый случай, когда западная лента столь быстро оказалась и в нашем прокате. Такая оперативность застала врасплох советскую легкую промышленность. Для создания бабетты требовалось большое количество лака для волос. Диковинный продукт в наших широтах по меркам шестидесятых годов ХХ века! Но голь, как известно, на выдумки хитра. Советские модницы применяли мебельный лак, разбавляя его одеколоном. Чтобы продлить жизнь модной укладке, они готовы были не мыть и не расчесывать волосы несколько дней подряд. Самые отчаянные даже спали сидя! При таком обращении с шевелюрой могли появиться вши и грибковые заболевания. Чем не повод заклеймить модную прическу «вшивым домиком»? Или обозвать растрепанность и легкую небрежность «я у мамы дурочка». «Не прическа, а капуста! У нее в головке пусто…» — такими сатирическими рифмами делилась с читательницами газета «Советская культура». Но разве подобные жертвы и оговоры способны перечеркнуть желание следовать стилю культовой блондинки?

Хождение в народ новомодной западной прически отразили в итоге и в советском кино. 

Доморощенный начес на короткие волосы (в отличие от модной западной бабетты) был увековечен в комедии «Полосатый рейс». Именно ее делала себе и даже льву (!) укротительница Марианна. И наконец, совсем юная пионерка из комедии «Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещен» втихаря делает себе начес, взяв за образец обложку журнала «Советский экран». Правда, поскольку француженке по известным причинам туда было не пробиться, образцом для подражания стало фото актрисы Людмилы Шагаловой.

«Для меня знаменит тот, чью фамилию можно прочитать везде, кроме телефонного справочника»

В зените славы француженка Брижит Бардо и американка Мэрилин Монро во многом определяли моду и стиль, порой затмевая собой весь гламурный бизнес. Личная жизнь двух блондинок благодаря вездесущим журналистам фактически стала общественным достоянием.

Я себя убеждала: 
«Да что ты!
На столе его, дура, лежит,
Понимаешь, 
не чье‑нибудь фото,
А французской артистки Брижитт».

Эти строчки (в орфографии оригинала) знаменитой поэмы Евгения Евтушенко «Братская ГЭС», написанной в середине шестидесятых, можно принять за своеобразный итог общесоюзного помешательства на персоне актрисы. И это несмотря на то, что, кроме фильма «Бабетта идет на войну», нам фактически больше вообще не показывали фильмов с Бардо! Вряд ли кто‑то запомнил ее эпизодическое появление в «Больших маневрах». Точно так и Мэрилин Монро осталась в памяти нескольких наших поколений лишь как яркая певичка из комедии «В джазе только девушки». В СССР, кстати, она вышла на экраны спустя несколько лет после смерти актрисы.

Роман со вторым мужем Жаком Шарье начался на съемках «Бабетта идет на войну».

Обеспеченная западная жизнь, показы новых коллекций, великосветские приемы, фешенебельные замки, престижные автомобильные гонки, пусть даже в кино, тогда проходили мимо нас. А многим, подобно пресловутой ильфопетровской Эллочке Щукиной, хотелось хоть в чем‑то следовать моде. В кинотеатрах некоторые девушки просиживали несколько сеансов подряд, чтобы зарисовать понравившийся наряд и пошить его на выпускной. Швейная машинка считалась предметом гордости хозяйки, а виртуозное владение ею давало возможность подзаработать. Заказов от соседей всегда хватало. Платья шились или перешивались, пока ткань держала форму и окончательно не выходила из моды.

«С тех пор как узнала людей, люблю только животных»

«Бабетта идет на войну» вместе с другим популярным французским фильмом «Фантомас разбушевался» с тех уже давних пор употребляются у нас в переносном значении. Это очевидный признак этакой народности, признания. Для самой Бардо съемки закончились вторым браком и беременностью. Мужем стал ее партнер по картине Жак Шарье, который даже сумел уговорить трепетно относящуюся к своим формам актрису не делать аборт. Их бурный роман быстро закончился не менее бурным разводом на радость желтой прессе. Шарье застал жену в машине с очередным партнером — актером Сами Фреем. Драку, завязавшуюся между мужчинами, отсняли папарацци, а через несколько дней эти картинки смаковали все газеты.

Сегодня из фильмов Бардо, кроме «Бабетты», вспоминают разве что еще более ранний и более эпатажный «И Бог создал женщину». Остальные ленты забыты. Неудивительно. Кино для нее не было смыслом жизни, она искала в нем скорее удовольствие, чем творчество. «Я играю самое себя. Я не такая великая актриса, чтобы играть кого‑то еще. Вот почему мне нравятся простые, сумасбродные, сексуальные роли». В конце концов устав от бесконечного внимания, в 40 лет Бардо завершила карьеру, до сих пор продолжая оставаться заметной фигурой для журналистов из‑за своей общественной деятельности. Миф, созданный вокруг ее имени, продолжает жить, как и прическа имени ее героини продолжает украшать женщин.

ПОДСМОТРЕНО В КИНО 

Элегантные наряды, яркий макияж, необычные прически… Вот несколько известных примеров, когда фильмы становились двигателем модных тенденций.

«Завтрак у Тиффани»

Бесподобная Одри Хепберн возродила моду на простое черное платье и подняла интерес к жемчугу. Еще бы, ведь стильная и эксцентричная героиня Одри утверждала, что носить бриллианты, если тебе еще нет 40, просто безвкусица! Такой переворот женского сознания мог значительно удешевить ухаживания для кавалера.

«Клеопатра»

Легендарная царица в исполнении Элизабет Тейлор покорила не только Цезаря, но и советских женщин. Макияж в египетском стиле, который назывался «глаза Клеопатры», стимулировал наших дам рисовать стрелки с помощью черной подводки и вообще ярко красить глаза от ресниц до самых бровей.

«Анжелика — маркиза ангелов»

Прекрасная Мишель Мерсье в образе баронессы Анжелики де Сансе завлекает мужчин открытыми корсетами. Конструкция бюстгальтера с широко расставленными бретельками, косточками и поролоновыми вкладками прикрывала лишь половину груди. В СССР бюстгальтер так и называли — «Анжелика», а вот во всем мире с фильмом не связывали, именуя его балконет.

«Криминальное чтиво»

Черные бриджи, белая блузка, под ней непременно черный бюстгальтер, парик в стиле китайской куклы, ярко‑красная помада и лак для ногтей — стиль женщины‑вамп 1994 года из арсенала Умы Турман. На высокой актрисе укороченные брюки смотрелись замечательно и давали повод так выглядеть остальным девушкам.

Автора!

Создатель бабетты (во всем мире, кстати, прическа известна как «кислая капуста») — знаменитый стилист, потомственный парикмахер Жак Десанж. В детстве он ведрами таскал воду папе в парикмахерскую провинциального городка, где не было водопровода. А уже с начала 1950‑х годов клиентами его парижского салона стали звезды экрана: Брижит Бардо, Одри Хепберн, Джейн Фонда, Катрин Денев, Марина Влади…

Жак Дессанж умел радовать женщин.

Кроме бабетты, Десанж ввел в моду ультракороткую женскую прическу гарсон — «под мальчика» и легкий естественный стиль Coiffé‑Décoiffé. Сегодня империя салонов под маркой Dessange разбросана по всей планете. Жак Десанж прожил долгую жизнь — 94 года, а умер в минувшем январе.

КСТАТИ

На свадьбу и в офис

Бабетта — прическа, подчеркивающая элегантность женщины. Она идеально вписывается как в ретрообразы, так и в деловой дресс‑код. Ее часто делают на свадьбы, званые ужины, светские рауты. Бабетту можно делать на волосах любого типа, как густых, так и редких, существует много ее разновидностей: высокая и низкая, с хвостом и гладко зачесанная, с пучком и на распущенных локонах, с бантом из волос, косами и жгутами. Миниатюрной женщине она помогает казаться визуально немного выше. В торжественных случаях бабетта часто дополняется различными аксессуарами: лентами, цветами, шпильками со стразами или бусинами, диадемами и заколками.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter