Рыжая напасть

Бешеные лисы атакуют фермы

Бешеные лисы атакуют фермы


То, что в наших лесах развелось много лисиц, а они часто болеют бешенством, — не новость. Но сейчас рыжая бестия совсем уж почувствовала свою безнаказанность. От нападения на кур с собаками она переключилась на стада животных. Недавно от смертельных укусов на ферме «Моисеевичи» сельскохозяйственного производственного кооператива «Неверовичи» Волковысского района пострадали двухлетние телки. Теперь вход на ее территорию для посторонних запрещен — введен карантин.


О том, что происходит за воротами, я вынужден был наблюдать на большом расстоянии. Главный ветеринарный врач Волковысской райветстанции Мария Макарчук посоветовала мне ближе не подходить:


— Всем работникам фермы выдана спецодежда, им даже запрещено снимать перчатки. Несмотря на то что бешенство передается только через укусы и попадание слюны на ранку кожи, мы сразу же приняли строгие меры безопасности. Среди людей пострадавших, к счастью, нет.


Пока мы беседовали у закрытых ворот, жизнь на ферме шла своим чередом: как раз в это время проводилась повторная вакцинация животных. За последние недели стадо из 219 телок уменьшилось на 13 голов. Животные заболели не в один день. Симптомы бешенства были подтверждены лабораторными исследованиями в Гродно. После заключения специалистов животных вывозили на скотомогильник, убивали и сжигали: так положено поступать, чтобы уничтожить вирус.


В хозяйстве надеются, что очаг бешенства локализован. Но уверенности нет: после вакцинации за животными надо наблюдать еще 60 дней. На этот период сохраняется карантин. В бухгалтерии СПК мне назвали предварительную сумму прямых убытков — 12,8 миллиона рублей. Это без учета той выгоды, которую дали бы телки, став дойными коровами...


О ЧП в Моисеевичах ходили разные слухи. Сужу об этом по письму, которое пришло в редакцию «СБ» по электронной почте. Анонимный автор высказывал опасения, что зараза может перекинуться и на частные подворья.


— Это исключено, — заверила Мария Макарчук. — Людям нет повода беспокоиться.


Житель расположенного неподалеку поселка Юбилейный Василий Нагорный сказал, что сокращать живность в своем домашнем хозяйстве из–за бешенства на ферме не собирается:


— Держу кур, коз, свиней. Но теперь, когда увижу лису на улице или вблизи своего огорода, церемониться с ней не буду.


Жертвы бешеных лисиц, к сожалению, есть не только в Моисеевичах. Месяц назад 11 голов крупного рогатого скота по аналогичной причине пришлось уничтожить в Свислочском районе. Никто не застрахован, что больные рыжие хищницы не наследят в других местах. Как быть? Отгородить фермы, сараи, пастбища заборами, сетками? Председатель СПК «Неверовичи» Александр Борель с сожалением разводит руками:


— Забор или металлическую сетку поставить можно, но где взять средства? В хозяйстве 7 ферм, строения часто разбросаны по всей территории. И такая картина не только у нас. Потребуются миллиарды рублей на борьбу с лисицами и другими дикими животными. Не проще ли уменьшить их количество? Мы даже готовы поощрять за это охотников.


Прошли времена, когда лисий мех шел нарасхват. Пышные воротники и шапки теперь не в моде. А раз так, то и резона вроде бы нет охотиться за плутовкой. Вот она и размножается. Особенно там, где много лесов. В Волковысском районе нашествие лис ощущается особенно. Специалисты подсчитали, что на 1 тысячу гектаров здесь приходится 9,7 особи, тогда как по норме допускается максимум две.


Среди охотников и даже целых бригад организован конкурс по отстрелу лисиц. Но проходит он на Гродненщине вяло. Когда в конце прошлого года иссякли деньги на поощрение охотников (одна базовая величина за одну добытую лису), многие вообще повесили ружья на гвоздь. Не получалось даже вернуть деньги за растраченные патроны...


С другой стороны, проблему бешенства диких животных только с помощью ствола вряд ли решить. Начальник управления ветеринарии комитета по сельскому хозяйству и продовольствию Гродненского облисполкома Николай Кот уверен, что надо активно продолжать вакцинацию диких животных:


— Раскладывать в лесах и на полях лечебные приманки мы начали недавно, за последние три года объем вакцинации возрос в 5 раз. Но пока охвачено только 60 процентов территории области. Останавливаться нельзя, иначе потеряем намного больше средств.


Кстати, в соседней Польше вакцинацией диких животных против бешенства занялись намного раньше. Главный ветврач Подлясского воеводства Кшиштоф Пилава отметил, что эффект у них наступил только через 7 лет. Но чтобы его достичь, пришлось приманки разбрасывать... с самолетов. Иначе животных можно спугнуть, и они обойдут вакцину стороной.


Компетентно


Исполняющий обязанности директора Волковысской районной организационной структуры Белорусского общества охотников и рыболовов Вацлав Пожарский:


— В нашем районе 300 охотников — членов БООР. И если бы каждый из них застрелил в год хотя бы по одной лисице, проблема не стояла бы столь остро. Однако в марте прошлого года поменялись правила отстрела. В инструкции «О порядке проведения конкурсов по борьбе с волком, лисицей обыкновенной и енотовидной собакой», утвержденной Министерством лесного хозяйства, сказано, что охотники в обязательном порядке должны сдавать невыделанные шкуры добытых животных. Но кто рискнет сдирать шкуру, допустим, с лисицы, если это хлопотно, да и небезопасно: вдруг «трофей» оказался бешеным? Тем более за такую сумму вознаграждения — 35 тысяч рублей... Раньше было проще: отрубил лисий хвост и предъявил его в качестве «вещдока». Но теперь хвост почему–то заменили шкурой. Может, стоит вернуться к прежней практике?


Справка «СБ»


В Гродненской области в минувшем году зафиксировано 159 случаев бешенства животных: в 109 из них больными были лисы.


Фото автора.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter