Рынок в антикризисном исполнении

Для любого государства сегодня задача номер один — защита своего производителяВ Беларуси принимаются меры по поддержке отечественной промышленности и развитию торговли. Так действуют во всем мире.

Можно, конечно, долго и высокомудро размышлять о чистых, как свежеотпечатанные купюры, идеалах общего рынка, предаваться грезам о мировом благоденствии, которое наступит после снятия последнего барьера на мировом пути товаров, но все разбивается о жестокую реальность простых понятий: людям нужна работа. И не в абстрактном смысле. Она нужна конкретному механизатору конкретного отдаленного хозяйства, работнице мясного комбината, слесарю на заводе, оператору микросхем. Предприятие производит продукцию, продает ее и платит зарплату, закупает сырье и оборудование. Если эта цепочка на каком-то этапе рвется, то дает сбой и весь экономический механизм. Именно поэтому во всем мире страны сейчас частично отходят от рыночных догм. Реальность диктует иные действия. Президент Франции Николя Саркози, не побоявшись рьяных нападок своих либеральных сторонников, объявил, что французский автопром будет сворачивать сборку за рубежом и возвращаться в родные пенаты. Говоря это, Саркози думал не столько об иностранных рабочих, которые окажутся не у дел, сколько о своих согражданах. И можно ли его за это упрекнуть? Президент США Барак Обама ввел в антикризисную программу лозунг “Покупайте американское”. И это сделано не просто ради красивого словца. США пережили в прошлом веке Великую депрессию и знают, что такое закрытые заводы и толпы голодных безработных.
Как бы ни были привлекательны либеральные жилеты, но антикризисные меры — это скорее практичные робы. Хотя лидеры Большой двадцатки на последнем саммите этой организации и приняли решение открыть рынки своих стран, но  благие намерения так и остались всего лишь параграфами на бумаге.
Беларусь как страна с открытой экономикой, безусловно, заинтересована в том, чтобы наши товары могли на равных конкурировать в Евросоюзе, США. Однако до сих пор приходится сталкиваться с жесткими запретами, квотированием, антидемпинговыми расследованиями. Кто задумывался, почему американцы ездят на более дорогих отечественных автомобилях, а не пересели все дружно на более дешевые японские? Конкуренция конкуренцией, но не только она определяет государственную политику.
К слову, Беларусь не единожды пыталась пробиться со своими молочными продуктами на рынок Евросоюза. Но сделать это не удалось. И одна из причин: к нам так и “не доехали” проинспектировать предприятия. Хотя обещали. Сегодня Беларусь вовлечена в программу ЕС “Восточное партнерство”. Возможно, это позволит снять многие вопросы, но на скорые перемены вряд ли приходится рассчитывать. Национальные интересы — это и есть большая политика.
Недавно руководитель Всемирной торговой организации Паскаль Лами был вынужден расписаться в собственном бессилии. В его докладе собраны факты, против которых не поспоришь. Нынешней весной Южная Корея повысила пошлину на импорт нефти, а Мексика — вообще на 89 видов товаров из США, Украина добавила 13 процентов к пошлинам на все импортные товары, Соединенные Штаты увеличили таможенные тарифы на стальные трубы из Китая, а Аргентина ввела специальные лицензии на импорт игрушек. Двенадцать стран приняли меры по оказанию помощи своим производителям. США, Бразилия и Франция выдают щедрые кредиты. Индия затребовала лицензии, а Аргентина ввела ограничения на импорт иностранных запчастей для автомашин. Десять стран, а также Евросоюз повысили тарифы на импортируемую сталь. Этот список можно продолжать до бесконечности.
Не стоит думать, что нынешняя практика свидетельствует о полном отходе от рыночных постулатов. Нет, это точечные, строго ограниченные во времени и пространстве меры. Именно они сегодня продиктованы экономической целесообразностью.
Беларусь также была вынуждена предпринять шаги по защите отечественного производителя. Если этот факт выдернуть из мирового контекста, то можно, конечно, дойти и до самых мрачных прогнозов. Но если отрешиться от эрудированной экзальтации, то придется признать, что не сделано ничего такого, что могло бы вызвать мировую бурю. Государство заботится о своих гражданах и готово реагировать на происходящие вокруг процессы. Мы, так же, как и все, пытаемся стимулировать спрос на свою продукцию. Ведь от этого зависит будущее наших заводов и фабрик. Можно широко открыть в нынешних условиях свой рынок, на него хлынут из-за кордона застоявшиеся товарные потоки, а национальная промышленность будет просто смыта. Плотина из пошлин имеет свое оправдание.
Кстати, временные (введены указом Президента на срок от шести до девяти месяцев) таможенные ставки на импорт касаются двух групп товаров. Первая — мясо птицы, сливочное масло, крахмал, мыло, плиты ДСП и ДВП, обои, льняные ткани, одежда, стекловолокно, бытовая техника, велосипеды, часы, мебель и другое. Вторая группа — картофель, репчатый лук, капуста, морковь и свекла.
Директор департамента ценовой политики Минэкономики Игорь Фомин говорит, что если рост цен на отдельные зарубежные товары и произойдет, то он будет незначительным, “поскольку доля таможенных платежей в цене товара низка”.
Не прогнозирует каких-то обвалов и председатель Государственного таможенного комитета Александр Шпилевский. Он говорит, что пошлины повышены в первую очередь на товары, которые выпускаются в Беларуси. “Наша продукция и цены на нее сейчас конкурентоспособны, и поэтому мы считаем, что на состояние рынка это не повлияет, то есть дефицита не будет”.
В нынешнем году, по данным ВТО, мировой товарооборот может уйти в минус по сравнению с прошлым годом. Финансы не просто поют романсы, они переходят к скорбным маршам. Для антикризисного исполнения нужны совершенно другие инструменты. В Японии, например, собираются предоставлять каждому субсидию в 20 тысяч иен на покупку нового телевизора, в Германии предусмотрены выплаты гражданам для покупки автомобиля. Правительства США, Франции, Великобритании идут на прямые финансовые вливания в свою промышленность. Кризис — это время решительных действий. Причем необходимы не разовые акции, а система. Как считает первый замминистра торговли Михаил Свентицкий, “купляць беларускае” должно стать выгодно. В Беларуси готовятся к принятию ряда очередных мер по стимулированию потребительского спроса на внутреннем рынке. Но важно не просто реагировать на произошедшее, а действовать на упреждение. Только так можно выйти из кризиса без особых потерь.

Лоран АРИНИЧ, генеральный директор ЗАО “Холдинговая компания “Пинскдрев”:
— Мы ждали принятия указа о повышении ввозных пошлин. Ведь не секрет, что в страну в огромных объемах поставлялась продукция деревообработки. И это при том,  что в Беларуси имеются большие мощности по производству и фанеры, и ДСП, и ДВП.  Недопустимо останавливать или сдерживать свои производства и помогать выживать иностранным предприятиям.

Валентин ВЕРЕТИЛО, генеральный директор акционерного общества “Красносельскстройматериалы”:
— Указ очень нужный. Во-первых, надо защищать отечественного производителя. Особенно в условиях всемирного кризиса. Во-вторых, он помогает продвижению нашей продукции как на внутреннем, так и на внешнем рынке.

В тему

Георгий ГРИЦ, заместитель директора Центра системного анализа и стратегических исследований Национальной академии наук Беларуси:
— Таможенные пошлины вводятся для регулирования экспортно-импортной деятельности. Это аксиома. К повышению таможенных пошлин сейчас в условиях мирового кризиса прибегают многие государства для защиты своего внутреннего рынка. Но при этом есть и обратная тенденция: например, во время последней встречи Большой двадцатки много говорилось о минимизации барьеров во внешней торговле. В краткосрочной перспективе повышение пошлин приведет к повышению конкурентоспособности на нашем рынке отечественной продукции по отношению к аналогичной импортной. Наши предприятия смогут больше продать и больше денег направить на техническое перевооружение производств. Однако в среднесрочной перспективе мы можем столкнуться с аналогичными мерами стран, откуда мы импортируем продукцию. Для нашей экономики, в значительной степени ориентированной на экспорт, это очень нежелательно. Поэтому повышение таможенных пошлин должно носить временный характер.

Василий КОВАЛЕВИЧ, председатель СПК “Орлы” Столинского района:
— Конечно, белорусских сельхозпроизводителей нужно защищать. Вот наше хозяйство, например, собрало в прошлом году около 200 тонн моркови, и больше половины из-за проблем со сбытом мы скормили скоту. Наша продукция, может быть, и не такая “откалиброванная”, разного размера, зато не обрабатывается никакими химикатами, сдерживающими гниение, она более здоровая и полезная. А торговля часто не учитывает это, а закупает импортную продукцию, которая обходится покупателю дороже и на которой магазин зарабатывает больше. Когда же из-за ввозных пошлин импортная морковь подорожает, может быть, и белорусской найдется место на прилавке.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter