Рынок сбыта идей. Устаревших…

Визит Джека Траута в Беларусь...

Визит Джека Траута в Беларусь сложно назвать успешным или провальным. Он получился обычным.

Да, Джек Траут — личность известная в определенных кругах профильных специалистов, считается одним из отцов маркетинга, разработал теорию позиционирования, написал несколько книг, зачитанных до дыр по всему миру начинающими и практикующими маркетологами… Человек уважаемый и известный, никто не спорит. Но «продать» идеи именитого иностранца организаторам его визита — одному отечественному рейтинговому агентству, судя по всему, не удалось. После мастер-класса руководители этой фирмы делали едкие комментарии-заявления для прессы: обиделись, что мероприятие практически проигнорировали государственные предприятия, ведомства, университеты… Мол, не хотят еще воспринимать передовые мысли в нашей стране. Ну а дальше пошло-поехало: стандартные намеки на несовершенство отечественной модели экономики. Только при чем тут Джек Траут?!

Не берусь гадать о деловых взаимоотношениях Траута и агентства, его пригласившего, но, думаю, иностранцу не совсем бы понравилась столь активная эксплуатация его славы. В том числе и чисто коммерческая. Вольно-невольно, но в одном комментарии для СМИ организаторы его визита раскрыли свои карты: мол, предлагали вузам сделать для студентов лекции «гуру маркетинга», но они отказались, хотя стоила услуга «смешных денег». Смешные деньги — понятие растяжимое. Сколько запросили за выступление Траута в университетских аудиториях — пока осталось тайной. Но стоимость «входного билетика» на мастер-класс была почти рекордной — около 1,5 миллиона рублей! Вот он, корень обиды на наше невежество: не удалось реализовать все посадочные места. Это же огромная упущенная выгода для организаторов семинара.

Что ж, необходимо уметь и проигрывать. Бизнес есть бизнес: бывают прибыли, случаются и убытки. И не надо пенять на зеркало, если кассовый сбор оказался ниже заложенного в бизнес-план показателя.

Пациент не доверяет больному врачу — аксиома в медицине. Если не может вылечить себя, способен ли доктор поправить здоровье другим. Если маркетологи не могут продать свой продукт — в частности, билеты на выступление гуру, значит, не владеют они пресловутыми маркетинговыми технологиями. Иначе пустых стульев явно бы не осталось, а Трауту пришлось бы задержаться для дополнительных выступлений «на бис». Увы, немало «шумных» отечественных спецов от «международного маркетинга и позиционирования» готовы учить жизни всех и вся, но не могут разобраться до конца с собственным бизнесом.

Идеи и знания в деловом мире давно уже стали товаром, который продается и покупается, конкурирует, спрос на который растет или падает… Развитые экономики ежегодно «производят» немало различных управленческих экономических теорий и технологий, их авторы ищут покупателей точно так же, как отделы сбыта — потребителей для грузовиков или партии сыра. И если Траута не удалось продать в Беларуси, значит, что-то сделали не так. А возможно, многое.

Несомненно, свою роль сыграла цена. Человек может быть знаменитым, но платить огромные деньги за удовольствие лицезреть его живьем согласятся далеко не все. Да и позиционировали Траута накануне его мастер-класса в Беларуси весьма своеобразно. Накануне визита он дал несколько интервью. Говорил красочно и занимательно о судьбах мировой экономики, других глобальных вопросах. Но когда речь касалась Беларуси, уходил в уклончивую стилистику общения. Оказывается, в республику Траут приезжает впервые, ни специфики ее экономики, ни производства, ни внешних связей не знает. Возможно, знаком, но поверхностно. И напрашивается вопрос: какие практические рекомендации можно получить на таком семинаре?…

Вообще же, создается впечатление, что «отсталость» Беларуси в овладении современными бизнес-технологиями сознательно пиарится некоторыми продавцами идей. Мировой кризис ударил по теоретикам сильнее, чем по производственникам-практикам. Реалии колебаний мировых экономик поставили под сомнение немало стройных концепций, которые хорошо продавались на Западе десятилетиями. Видимо, сейчас для устаревших идей пытаются найти другие рынки сбыта. Думаю, припоздали. Конечно, бизнес-образование в республике пока далеко от совершенства, но в стране уже немало топ-менеджеров с европейским образованием, с опытом работы в иностранных компаниях. И эти люди способны отделить зерна от плевел.

В начале века изобретения Эдисона защищались патентами, тщательно скрывались от конкурентов. Но сегодня никто не купит «секрет» устройства лампы накаливания. Несомненно, теория позиционирования Джека Траута четверть века назад была прорывной. Но и идеи покрываются сединой, теряют актуальность, дешевеют… И сегодня в Беларуси уже сложно выдать вчерашний снег за свежевыпавший. Кое в чем разбираться мы уже научились…

 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter