Как санкции создают выгодные условия для развития производства кормов для домашних животных

Рынок не терпит пустоты

Экономическая война пытается добраться и до далеких от политики домашних питомцев. Санкционное давление, нарушение логистических цепочек приводят к тому, что часть известных брендов промышленных кормов для кошек и собак исчезает с прилавков магазинов. В поставках других наблюдаются перебои. А на третьи, которым до торговой сети дойти все-таки удалось, цены стали сильно кусаться. Впрочем, то, что для пушистого друга беда, для отечественного производителя — дополнительный стимул. Ведь рынок, как известно, не терпит пустоты. Почему бы не воспользоваться моментом и не заполнить освобождающуюся нишу? С выгодой для себя и для страны. Корреспонденты «Р» побывали в ОАО «Жабинковский комбикормовый завод», где именно так и мыслят, успешно развивая в новых условиях производство сухих кормов для домашних животных.

Курс на расширение

Для начала стоит отметить, что Жабинковский комбикормовый завод первым в стране освоил выпуск сухих кормов для домашних питомцев, позаимствовав передовой европейский опыт. Это было в 2007 году. До этого ассортимент отечественных перерабатывающих предприятий ограничивался влажными кормами для кошек и собак — консервами, замороженными продуктами. Но завод уверенно удерживает позиции основного отечественного производителя. В месяц здесь отгружают 400 тонн сухого корма для кошек и собак. Ассортиментный перечень включает 22 наименования, среди которых есть корма эконом- и премиум-класса, для кастрированных и стерилизованных животных, для котят и щенков в различных вариантах фасовки.

— За последние три года объемы производства этого вида продукции выросли на 63 процента, а ее ассортимент расширялся — только за 2021-й — на 19 процентов, — акцентирует внимание директор ОАО «Жабинковский комбикормовый завод» Игорь Лобода. — Рост объемов производства и расширение ассортиментной линейки — основной вектор развития завода.

Игорь Лобода.

После введения западных санкций спрос на сухие корма завода увеличился в 5—7 раз. Особенно ощутим интерес со стороны российских партнеров. Запросы постоянно поступают из Москвы, Санкт-Петербурга и Ленинградской области, Татарстана и Башкортостана, Карелии и прочих регионов. Причем речь идет только о высокоплатежеспособных компаниях, в том числе представленных торговыми сетями.

— Сегодня наше предприятие работает на максимуме своих мощностей, — говорит Игорь Лобода. — И чтобы удовлетворить растущие потребности внешних рынков, мы разработали инвестиционный проект общей стоимостью 22 миллиона рублей. Период окупаемости — до четырех лет, рентабельность — до 15 процентов. При этом расширение производственных мощностей не потребует капитального строительства. Все инженерные коммуникации и возможности их подключения имеются. Рассматриваем предложения как со стороны белорусских инвесторов, так и из-за рубежа.

Жабинковский комбикормовый завод — одно из крупнейших специализированных предприятий Беларуси, занимающихся выпуском комбикормов широкого ассортимента и назначения.
фото из архива предприятия

По подсчетам специалистов, реализация инвестиционного проекта позволит в ближайшем будущем увеличить объемы производства в два раза.

— При реализации инвестиционного проекта резервы по сбыту продукции остаются все еще огромные, — продолжает директор завода. — В складывающихся условиях рынка правила игры диктуем мы. Работаем на экспорт исключительно по стопроцентной предоплате. Складские запасы не успевают формироваться — продукция реализуется, что называется, с колес. При росте объемов продаж дополнительные затраты на маркетинг фактически не требуются. За качество потребитель голосует рублем.

Поддержка земляков снимает риски

Оборудование и технологии, которые используют в Жабинке для производства сухих кормов, — датские. Базовые рецептуры разработаны польскими специалистами. Впоследствии их разно­образили и усовершенствовали сами — с помощью ветслужбы завода, технологов, а также научно-практических центров ветеринарии. А вот сырье — мясо-костная и куриная мука, субпродукты и прочие важные ингредиенты — сугубо отечественное. Исключение составляет только натуральный усилитель вкуса — гидролизат животного белка, который предприятие поставляет из России. Кстати, оттуда его стали ввозить не так давно. Ранее импортировали из Европы. Словно в воду глядели: еще до санкций переориентировали поставки этой добавки. А в этом году в рамках эксперимента уже и столичный частник налаживает производство гидролизата животного белка. Одним словом, из чего делать корма для питомцев — у завода проблем нет. Дефицит сырья для выпуска кормов проблемой для завода не является.

Все сырье, которое поступает на завод, проходит входной лабораторный контроль.
zhivkorm.by

А вот зарубежное происхождение технологического оборудования поначалу диктовало определенные риски. Запасные части попали в список запрещенной продукции для поставок в Беларусь. Завод обратился за помощью на одно из отечественных предприятий машиностроения, чтобы там изготовили комплектующие для действующих линий. Проанализировав состав материалов и изучив конструкцию запасных частей, там в кратчайшие сроки создали полные аналоги.

К слову, уже найден и вариант переориентации технологической линии. Нашли производителя из Китая. Аналог позволяет выдержать все планируемые объемы без потери качества.

— Таким образом, все трудности, создающиеся западными санкциями, только мотивируют наше предприятие развиваться и совершенствоваться, — резюмирует Игорь Лобода.

Завод первым в стране стал выпускать сухой корм для собак.

Лучшая реклама — мade in Вelarus

Сегодня только 10 процентов объемов производства сухих кормов для домашних животных поставляется на экспорт. Остальное успешно реализуется в Беларуси. Продукция включена в перечень отечественных товаров, которые обязательно должны быть на прилавках наших магазинов, и этот факт, безусловно, накладывает на завод особую ответственность. И несмотря на то что представители импортных брендов, не жалея средств, выкупают самые заметные места на полках, сухие корма из Жабинки находят и покупают во всех ключевых торговых сетях страны.

Игорь Лобода приводит показательный интересный факт из опыта общения с представителями российского бизнеса:

— Мы неоднократно получали предложения по производству кормов известных импортных брендов на базе завода. Знаете, какой был ключевой аргумент заинтересованности в сотрудничестве? Одно только обозначение на упаковке, что товар произведен в Беларуси, позволит на порядок снизить расходы на рекламу на экспортных рынках. Мол, белорусское качество само по себе уже бренд. Вот вам и ответ на вопрос, насколько конкурентоспособны наши корма.

Предприятие готово увеличить свои мощности.

— А выгодно ли в целом заводу выпускать сухие корма для кошек и собак? — интересуюсь я.

— По сравнению с комбикормами для продуктивных животных сухие корма для кошек и собак имеют наибольшую рентабельность, — сообщает директор. — Она составляет от 8 процентов на внутреннем рынке и до 30 — на внешних. Комбикорма для продуктивных животных (свиней, коз, овец и т.д.) имеют значительно меньшую рентабельность. Цены на экспортные поставки договорные.


ЦИФРА

Доля инновационной продукции в общем объеме производства на Жабинковском комбикормовом заводе составляет более 18 процентов.

ФАКТ

В июне предприятие стало обладателем премии Правительства в области качества.

kozlovskaya@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter