Брыло — о том, как нашему АПК удалось переформатировать логистику поставок продовольствия и увеличить экспорт

Рыночные отношения

Странам ЕАЭС следует принять экстренные меры по переформатированию логистики. Об этом в пятницу во время заседания Высшего Евразийского экономического совета говорил Александр ­Лукашенко. Ситуация вынужденная, связана она в первую очередь с введенными против Беларуси и России санкциями. Запад отрезал нашу страну от портов, ограничил железнодорожное сообщение и тем самым сделал хуже… себе. Министр сельского хозяйства и продовольствия Игорь Брыло в эфире ток-шоу «Будни» на «Альфа Радио» рассказал о том, как поручение по перестройке работы уже выполняется. Решения, надо признать, ординарными порой назвать сложно, однако они пошли нашим аграриям в плюс.

Игорь Брыло признает, что поначалу введенные санкции и сложившаяся в Украине ситуация выглядели для АПК определенным коллапсом:


— Для нас оказались закрыты порты, в частности одесский, и мы несколько дней находились в прострации. Нужно было разобраться, куда все то, что мы каждый день производим и перерабатываем, реализовывать. Однако в критических ситуациях всегда включаются внутренние резервы, о которых ты ранее, может быть, никогда и не думал. Как пример изменения логистики — порт Владивостока, который, казалось бы, от нас очень далек. Получилось так, что через него продукция, к примеру, в Китай доставляется гораздо быстрее, нежели через Одессу. В течение примерно 12 дней наш автомобильный транспорт доезжает до Владивостока, там происходит перегрузка, и уже через 5 — 6 дней продукция приходит в Китай.

Процесс переформатирования логистики при этом сиюминутным назвать сложно. Он долгоиграющий. Поэтому Евросоюз уже сейчас должен понимать: если уж он решил перекрыть Беларуси «транзитные рельсы», то захочет ли наша страна вернуть все на круги своя, — вопрос. Игорь Брыло говорит открыто, что резко отыграть ситуацию назад уже не получится:

— Да и какая в этом смысловая нагрузка? Если мы выстроили логистическую цепочку, слетали в Приморье, встретились с руководством региона и порта, если у нас имеется четкое понимание того, что белорусские грузы оперативно, быстро, профессионально перегружаются, то не мы уже в случае появления какой-либо лазейки или желания будем просить Запад, а Западу придется просить у нас. Работаем мы и через Санкт-Петербург, и через Новороссийск. Есть разные направления — и мы будем их дальше отрабатывать.

Беларуси удалось переформатировать не только логистические цепочки, но и перенаправить продукцию на другие рынки. Министр сельского хозяйства и продовольствия приводит цифры, которые, надо сказать, впечатляют. И кто теперь скажет, что санкции действуют?

— Если смотреть по итогам первого квартала, то мы реализовали на экспорт на 111,1 процента продукции больше, чем в прошлом году. Большой процент мы добавили в СНГ, включая Российскую Федерацию, страны Евразийского экономического союза, в Азию, Океанию. У нас есть намерения работать с Африканским континентом. 
И рост экспорта в ЕС, как это ни парадоксально, за первый квартал составил 153 процента. То есть мы торгуем и будем торговать. С теми странами, которые будут выгодны прежде всего нам. Белорусские продукты питания были на магазинных полках 116 стран мира. И мы вправе и дальше расширять эту линейку и наполнять торговые полки других государств. Ведь для нас экспорт сейчас — это основа основ. Внутреннюю продовольственную безопасность страны мы давным-давно обеспечили.
deu@sb.by
Полную версию беседы на важнейшие политические и геополитические темы смотрите на YouTube-канале «СБ ТВ».
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter