Владимир Улахович ответил на вопросы читателей «СГ» и нашего корреспондента

«Руководителям нужно смелее брать на себя ответственность»

ЗА январь—июнь объем внешней торговли товарами и услугами Беларуси составил 40,2 миллиарда долларов и по сравнению с аналогичным периодом прошлого года возрос более чем на 17 процентов. Увеличиваются объемы поставок не только в страны СНГ, Западной Европы, но и в страны «дальней дуги». И диверсификация экспорта продолжается. Какова роль в развитии экспорта БелТПП? Как она может помочь отечественным предприятиям? Какая поддержка ждет экспортеров? 


Ответы на эти и другие вопросы — в ходе прямой линии с председателем Белорусской торгово-промышленной палаты Владимиром УЛАХОВИЧЕМ.

«СГ»: — Владимир Евгеньевич, расскажите, пожалуйста, о Белорусской торгово-промышленной палате. Чем она отличается от других организаций предпринимателей?

— Торгово-промышленные палаты — это традиционные структуры, которые работают практически в каждой стране. Их главная функция — экспорт, работа на внешних рынках, развитие внешнеторговых и внешнеэкономических связей. Исследователи утверждают, что еще в древности создавались гильдии и союзы, чтобы на своем уровне договариваться о правилах торговли, производства товаров. Ганзейский союз, которому 400 лет, — это пример такого объединения. В общем, всегда были вопросы, которые требовали консенсуса делового сообщества, и были корпоративные союзы, которые их решали. И во все времена это очень влиятельные структуры, поскольку они объединяют представителей деловых кругов, бизнеса.

Во всем мире насчитывается более 12 тысяч торгово-промышленных палат. По регионам, кстати, больше всего в Северной Америке. Но есть разные подходы к членству в этих организациях, и в каждой стране своя специфика работы. В Германии, Франции, Испании, Италии вы не откроете бизнес, если не стали членом палаты. У нас же членство добровольное.

БелТПП — негосударственная, некоммерческая организация с уникальным статусом. В Законе «О торгово-промышленной палате» за нами закреплен ряд функций, которые можно отнести к сфере управления: сертификация страны происхождения, собственного производства, свободной продажи, подтверждение обстоятельств непреодолимой силы, то есть форс-мажора.

В мае этого года Указом Главы государства № 177 нам делегирована функция координации национальных выставок и национальных экспозиций за рубежом. Ранее этим занималось Министерство иностранных дел.

Особенность торгово-промышленных палат в том, что мы имеем коллег по всему миру. У БелТПП более 270 соглашений о сотрудничестве с партнерами из 97 стран. Если мы организуем визит, например, в Кению, то знаем, с кем разговаривать, и знаем, что к нам отнесутся адекватно. Такой же подход и у нас к обращениям палат других стран. Мы, можно сказать, часть так называемой Global Family, большой семьи. И в этом наше огромное преимущество. 

«СГ»: — Есть ли среди членов Палаты сельхозпредприятия? 

— Есть, правда, их всего 47 из 2193 наших членов. Связано это с тем, что вся наша работа нацелена в большей степени на продвижение экспорта, помощь экспортерам. А сельхозпроизводители поставляют чаще всего свою продукцию торговым сетям или переработчикам. Вот тех, кто работает в перерабатывающей отрасли, в наших рядах много — практически все крупные предприятия являются членами БелТПП. 

— Владимир Евгеньевич, здравствуйте. Беспокоит Михаил из Жодино. У меня свой бизнес. Сформулируйте, пожалуйста, кратко, какие услуги оказывает БелТПП? 

— Главное — это поддержка экспортеров, которые поставляют продукцию за рубеж, защита товарных брендов, в том числе и на внешнем рынке, оценка и таможенное декларирование. Есть и сопутствующие услуги — перевод деловых документов, подготовка специалистов на тренингах, семинарах, языковых курсах. Среди других услуг — организация внешнеэкономических мероприятий, бизнес-миссий, контактно-кооперационных бирж, бизнес-форумов, деловых мероприятий в рамках межправительственных комиссий, выставок. Это самый широкий спектр услуг, который традиционен для любой торгово-промышленной палаты. 

Предмет нашего постоянного внимания — внедрение новых услуг, которые отвечают ожиданиям наших членов и которые востребованы не только экспортерами. Ведь все предприятия — от гигантов промышленности до малого бизнеса, индивидуальных предпринимателей — идут в БелТПП, потому что им нужна поддержка и помощь. 

В последнее время мы стали активно развивать консультационно-информационные услуги, в том числе в правовой сфере, маркетинговые услуги, услуги в рекламной, издательской и PR-сферах. Результаты анкетирования наших членов показали, что предприятия, в том числе сельскохозяйственные, сегодня очень в них нуждаются. 

Наша задача, чтобы БелТПП стала «одним окном» для бизнеса, прежде всего во внешнеэкономической деятельности. И это один из приоритетов, который закреплен в Стратегическом плане Белорусской торгово-промышленной палаты на 2020 год. Он содержит четыре основных приоритета развития на ближайшую перспективу. Еще три приоритета: продвижение национального экспорта носит плановый и наступательный характер; максимальный спектр услуг доступен нашим членам с компьютера и любого мобильного устройства «здесь и сейчас»; БелТПП укрепляет свою роль как крупнейшего бизнес-союза и обеспечивает всестороннюю поддержку предприятиям.

— А если у меня возникнут проблемы финансового характера, в частности, неплатежи за рубежом. Разрешить эту проблему надо будет платно?

— Консультация для членов Палаты может быть бесплатной. Если же это подготовка справки, которую затем используют в банковской сфере, или, бывает, дебиторская задолженность требует включения каких-то административных процедур, подачи иска в Международный арбитражный суд при БелТПП — это может быть и платно. Но в целом консультацию по открытию бизнеса и по доступу со своей продукцией на другие рынки можно у нас получить. 

— А куда к вам можно обратиться? 

— Для того чтобы обеспечить шаговую доступность для всего отечественного бизнеса, у БелТПП в каждом областном центре функционирует региональное отделение и 30 филиалов в городах по всей стране. Обращайтесь туда, куда вам удобнее территориально.

— Здравствуйте, Владимир Евгеньевич. Беспокоит Иван Прокопченя из Могилевской области. Часто слышу, что нам выделяют кредиты под развитие. Не слишком ли наши предприятия закредитованы, что может привести к долговой яме? 

— Это вопрос о заимствовании средств, он должен быть в центре внимания. Я думаю, у нас за годы независимости сложился правильный подход — аккуратное отношение к кредитам. 

Самое главное — надо брать те деньги, которые можем отдать. Как в нашей обыденной жизни: можно себе на какие-либо бытовые нужды взять кредит в банке, но лишь сумму, которую сможете в случае неожиданных обстоятельств отдать буквально в течение двух недель. Это снижение риска.

С другой стороны, вся мировая экономика построена на кредитовании, заимствовании средств. Поэтому для любого бизнесмена всегда важно понимать, как расходовать заимствованные средства, как вернуть и какой от этого будет результат. Поэтому не стоит бояться кредитов, но подходить к ним нужно очень взвешенно.

— Но ведь большая беда в экономике — не отсутствие средств, а боязнь взять ответственность на себя…

— Очень верно подмечено. У нас долгое время государство максимально поддерживало предприятия, и уже появились некоторые руководители, которые считают: все равно не бросят, лучше не будем брать на себя ответственность. Но если этого не делать — развития не будет.

— Встречался однажды с руководителем, который плакался: не хватает «длинных» и «коротких» денег. Ему предложили кредит. Хорошая сумма под смешной процент. Вы знаете, что сказал руководитель, уже, правда, бывший? «Этого не может быть!» И отказался.

— Потому он уже, думаю, и бывший руководитель… Иногда наши «тепличные» условия, и Глава государства об этом не раз говорил, приводят к тому, что люди начинают этим злоупотреблять. А надо, если ты руководитель, рисковать в контексте развития предприятия и брать ответственность на себя. 

— Добрый день, Владимир Евгеньевич. Беспокоит Геннадий Ольшевский из Гродно. Скоро юбилей комсомола, вы работали в Минском обкоме, затем в ЦК комсомола Беларуси. Многие ваши коллеги сейчас в бизнесе и госструктурах. Комсомольское прошлое пригодилось в вашей нынешней деятельности? 

— Мы все прошли определенную жизненную школу. А если вспоминать те времена, просто так в руководящие органы комсомола люди не попадали. Надо было пройти одну, вторую, третью ступеньки, научиться, показать себя в деле. Это была серьезная школа, которая воспитывала крепких управленцев. Кроме того, социальный опыт, который был получен (а это умение и общаться с людьми, и брать на себя ответственность), — бесценен. И еще важное качество, формировавшееся в те годы, — это инициативный, живой творческий подход к делу. 

— Здравствуйте, Владимир Евгеньевич. Беспокоит Антон Слижевский из Гомеля. Скажите, пожалуйста, как развивалась Торгово-промышленная палата?

— Какой была БелТПП на заре своего возникновения, наверное, могут рассказать только очевидцы. Хотя мы знаем из документов, что 23 декабря 1952 года подписано распоряжение Совета Министров СССР о создании Минского отделения Всесоюзной торговой палаты. На документе подпись Сталина. В 1963-м, через 10 лет после создания Минского отделения, у нас появился филиал в Бресте. В это же время Минскому отделению были делегированы функции регистрации товарных знаков, проведения товарной экспертизы. В 1972 году создана Торгово-промышленная палата БССР. И, наконец, в 1991-м появилась торгово-промышленная палата Беларуси. Среди других важных дат — 1994 год, когда при Палате был создан Международный арбитражный суд. В 1996-м нам были делегированы функции патентоведения и создано предприятие «Белпатентсервис». 

И, наконец, в 2003 году принят Закон Республики Беларусь «О торгово-промышленной палате». Мы прошли большой и заметный путь. Роль и влияние Палаты постоянно растут. Нам доверяют организацию важнейших деловых мероприятий с участием Главы государства и руководителей Правительства, руководства других стран. Мы ведем постоянную работу напрямую с предприятиями. А это наша привилегия. И это дает дополнительные возможности и рычаги эффективно делать то, что сегодня необходимо, — поддерживать практически по всем направлениям развитие отечественного экспорта, продвижение соответствующей продукции на внешнеэкономических рынках.

kovalev@sb.by

(Окончание следует.)
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter