Руководить — не руками водить

Передача убыточных сельскохозяйственных предприятий заводам, организациям, бизнесменам началась 6 лет назад...

Передача убыточных сельскохозяйственных предприятий заводам, организациям, бизнесменам началась 6 лет назад. Два Указа Президента — № 138 и № 280, принятые в 2004 году, были направлены на то, чтобы сделать этот процесс выгодным как для новых собственников хозяйств, так и для крестьян. В большинстве случаев такая практика себя оправдала. Однако, по мнению специалистов Могилевского облсельхозпрода, чтобы этот механизм работал по–настоящему эффективно, помимо вложенных капиталов, инвесторы должны выбрать правильное направление работы, приносящее максимальную отдачу. А так, к сожалению, получается не всегда.


...В СПК «Колхоз имени XXII съезда КПСС», в пригороде Бобруйска, после передачи частникам перемен к лучшему не произошло. Еще в 2003 году в хозяйстве были свои фермы, здесь получали молоко и мясо. Сегодня ни коров, ни животноводческой продукции нет вовсе. Резко падает и производство картофеля, на котором специализируется хозяйство. Новые хозяева считают, что в производственном упадке виноваты районные и областные власти, не оказывающие хозяйству должной поддержки. Чтобы на месте разобраться в ситуации, я поехала в Бобруйский район.


Колхоз имени XXII съезда КПСС передали коммерческой фирме — бобруйскому обществу с ограниченной ответственностью «Омега–Люкс» в конце 2004 года. К тому моменту из–за неумелого руководства хозяйство оказалось, можно сказать, на самом дне. Из–за накопившихся долгов сельчанам даже перестали платить зарплату. Тогда и сделали ставку на частного инвестора. Фирма, учредителями которой являются двое частников, погасила огромные долги — около 600 миллионов рублей. Еще до сих пор рассчитывается за электроэнергию, потребленную до передачи хозяйства.


После смены собственника и вывески дела на сельскохозяйственном участке ООО «Омега–Люкс» поначалу стали налаживаться. В 2006 году производство продукции выросло на 4 процента, еще через год — почти на 39. Но за взлетом последовал спад. Если 4 года назад здесь получили около 4.500 тонн сахарной свеклы, то в прошлом — только 600. Почти вдвое меньше, чем год назад, собрано ныне овощей. Что случилось?


...Земли частного сельскохозяйственного предприятия начинаются чуть ли не сразу за городом. Поля с морковкой, которую убирают сезонные городские рабочие, контора, машинный двор...


— Никогда с компаньоном Валерием Бегуновым, который сейчас возглавляет организацию, не думали, что придется так трудно, — не скрывает Василий Бурачевский, коммерческий директор и учредитель фирмы. — Валерий по профессии — инженер, я — экономист, а вникать приходится во все сельскохозяйственные вопросы.


Разумеется, проще было нанять на работу выпускников сельскохозяйственных вузов и колледжей. Но где их взять? Если и соглашается молодежь распределяться к частникам, которым по–прежнему не все доверяют, то через месяц–другой парней забирают в армию, а девушки выходят замуж, рожают детей. Назад, как правило, никто не возвращается. Большой город под боком...


За неполные 6 лет на сельхозучастке «Омега–Люкс» сменились уже трое управляющих. Только один из них был специалистом аграрного профиля.


Единственный молодой специалист с высшим образованием, работающий ныне в хозяйстве, — старший агроном Станислав Шачинов. Его я встретила на машинном дворе. Признался, что проблем множество, а решать их не всегда получается. При том, что техники в хозяйстве достаточно, хороших механизаторов в пригороде не найдешь. Если в глубинке во время посевной и уборочной механизаторы трудятся от зари до темна, то здесь, независимо от поры года, требуют восьмичасовой рабочий день и два выходных дня. Иначе увольняются и ищут работу в городе. Зарплату в 800 тысяч рублей можно получить и там, а условия труда более комфортные.


Три года назад хозяйство полностью сменило специализацию, начав выращивать овощи открытого грунта — капусту, морковь, редьку. Еще одно направление — картофель и сахарная свекла. От содержания же скота коммерсанты отказались.


— Это и есть их роковая ошибка, — уверен первый заместитель начальника Бобруйского райсельхозпрода Николай Гертман. — Без органических удобрений, на одних минеральных качественные овощи не получишь. Кроме того, появились незадействованные земли — пастбища, сенокосы, сельхозугодья. Разве это по–хозяйски?!


Учредители ООО утверждают, что работают хоть и с небольшой, но прибылью. Производство продукции выросло на 2,7 процента. В райсельхозпроде 26 миллионов рублей, полученных хозяйством, и вовсе не считают за прибыль. Эти деньги получены только лишь за счет существенного подорожания картофеля.


— Мы на правильном пути, — не соглашается коммерческий директор «Омеги–Люкс» Василий Бурачевский. — Овощеводство — отрасль прибыльная. Только, как и все производители сельхозпродукции, нуждаемся в поддержке.


Частники очень рассчитывали, к примеру, на банковский кредит на реконструкцию обветшавшего овощехранилища. Гарантом перед банком мог выступить Могилевский облисполком, но этого не произошло. Несколько лет назад предприятию не помогли реконструировать и старый коровник: а без него где содержать скот? Бизнесмены обижаются: они ведь не подачек просят, а заемные средства, которые со временем отдадут.


— Да, они вложили в хозяйство 2 миллиарда 380 миллионов рублей собственных средств, — не отрицает Николай Гертман. — Но ведь и бюджетные средства с учетом финансирования целевых программ хозяйство получало. А это ни много ни мало 4 миллиарда 67 миллионов рублей. На удешевление семян, удобрений, топлива, техники, взятой в лизинг... Решат строить коровник — пожалуйста: бесплатно выделим цемент и шифер. Но частники предпочитают живые деньги. А где их взять?


— Мы относимся к частникам точно так, как ко всем производителям сельхозпродукции, — утверждает первый заместитель председателя Могилевского облисполкома Владимир Кравцов. — Но, если выступаем в роли гарантов, оказываем поддержку, обязательно изучаем, насколько эффективно бюджетные средства будут использованы. Конечно, будем и дальше передавать им убыточные сельхозпредприятия. Но прежде детально изучим возможности каждого потенциального инвестора: его репутацию, опыт, желание работать, способность привлечь талантливых менеджеров–аграриев.


Фото автора.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter