Граффитисты и милиция ищут компромисс

Руки чешутся от скуки

Многоэтажный дом на минской улице Гамарника внешне довольно опрятный...

Многоэтажный дом на минской улице Гамарника внешне довольно опрятный. А заходишь в подъезд — лифт и стены сплошь расписаны крючками и загогулинами. Для коммунальников работы здесь непочатый край: только оттирают старую мазню, как возникает новая. Беда и на технических этажах: стены разрисованы вдоль и поперек, идти приходится осторожно, чтобы не наступить на осколки разбитых бутылок. Жилец дома Вячеслав Шкут, кстати, милиционер, не первый год пытается отвадить вандалов. Сетует: сдали здание в 2006 году, но несколько последних лет уличных хулиганов сюда словно магнитом тянет.


Дом повышенного внимания


Особых успехов в борьбе с вандалами на Гамарника пока не наблюдается: поймать–то за руку проблематично. Дом находится на выезде из города, что только осложняет ситуацию: многие из оставивших свой след на стенах — приезжая молодежь. Впрочем, однажды «авторы» попались с поличным: школьников, увлеченно марающих маркером в лифте, застала супруга Вячеслава. И принципиально не спустила подросткам шалость: тем пришлось собственноручно оттирать надписи. Пообещали: рисовать на стенах больше никто не будет. Но спустя полгода все началось сначала.


Вот и недавно Вячеслав Михайлович заметил, как на крыше дома напротив «творит» парочка парней, не забывая при этом запечатлевать себя на видео. Как они пробрались туда — непонятно. Выходы на крышу перекрыты металлическими решетками. Глядя на рослых 22–летних лоботрясов, верилось с трудом, что они смогли пролезть между прутьями. «Художников» задержала милиция, и, скорее всего, они получат штраф. Коммунальникам же придется потрудиться, оттирая оставленную надпись внушительных размеров.


С проблемой исписанных подъездов, лифтов, электрических щитков и стен сталкиваются жители всех без исключения районов Минска. Самые многострадальные — Советский, Центральный и Заводской. А ведь разрисованные стены, равно как и разбитые окна, изуродованные остановки, — это умышленная порча городского имущества. Пресс–секретарь ГУВД Мингорисполкома Александр Ластовский считает, что проблема граффитистов гораздо глубже, чем кажется на первый взгляд. В большинстве своем уличные художники — молодые люди от 16 до 25 лет. Их творческой энергии необходим выход. Но граффитисты делятся на несколько видов. Есть, например, райтеры: из любви к делу готовы облагородить безликие стены зданий так, что глазу приятно. А есть полная их противоположность — тэггеры и бомберы. Именно они следят на остановках, в лифтах...


Найти общий язык


Не так давно городские власти решили: если страсть к «наскальной живописи» не победить, лучше ее направить в определенное русло. Так, в группе проекта «Перехват» в социальной сети ВКонтакте появился список мест, где граффитист может порисовать легально. В него попали площадки для мусорных контейнеров в некоторых дворах, подпорные стены возле зданий на улицах Долгобродской, 3; Захарова, 29а; в переулке Козлова, 50. В качестве холста можно использовать кое–где стены центральных тепловых пунктов, гаражных массивов, заборы. Список, пообещали, будет пополняться.


Согласовывать эскиз будущего изображения нужно с ЖРЭО и администрациями районов. Можно прийти лично либо прислать рисунок по электронной почте. Полет фантазии автора никто не ограничивает, правда, с некоторыми оговорками. Картинка должна выглядеть неагрессивно, нести позитив. Заместитель генерального директора Минского городского жилищного хозяйства Алексей Герасимчик говорит, что к ним периодически заглядывают ребята со своими идеями:


— Недавно к нам приходил молодой человек, представляющий организацию уличных художников. Делился идеями. Мне понравился подход к делу: они фотографируют дома и поверх накладывают свой рисунок. Удобно: сразу можно оценить, как будет смотреться. Изображения самые разные. Смысл некоторых поймет не каждый жилец. Другие — на социальную или экологическую тематику. Конечно, ребят не все устраивает. Им интересно разрисовать фасады зданий по проспекту Независимости, а мы им предлагаем, например, мусорные контейнеры. В результате договорились: как только появится свободная площадка, ребятам дадут знать из ЖРЭО.


Районы сами заинтересованы облагородить свою территорию. Заместитель директора по идеологической работе ЖРЭО Партизанского района Андрей Новик рассказывает об опыте совместной работы с граффитистами:


— Мы выделили им две площадки под «холсты». Например, на одной из стен уже красуется божья коровка. И никто рисунок не тронул. Оказывается, у граффитистов негласное правило: нельзя рисовать поверх других. Недавно обратились жильцы улицы Менделеева с предложением. Возле детской игровой площадки находится здание с унылой серой стеной. Граффитистов попросили разукрасить ее. В ближайшее время мы соберемся с жильцами и уличными художниками обсудить дизайн будущего рисунка.


Впрочем, путь поиска компромиссов не решает в полной мере проблему — изрисованных лифтов меньше не становится. Ведь согласовывать рисунок приходят не все. Хулиганы разрешений не ищут. По опыту общения с такими ребятами Александр Ластовский знает: найти общий язык с ними сложно. Диалог пытались наладить в социальной сети в группе «Стоп Вандал». Общение вышло однобоким. Пока единственная реальная управа на хулиганов — штраф за несанкционированную «живопись». А если ущерб серьезный — даже уголовная ответственность и арест. Что поделать, если бомберы по–другому не понимают...


Кстати


У райтеров существует свой кодекс чести. Например, рука не поднимется «пометить» здание, представляющее историческую ценность. Кстати, за порчу объектов старины — отдельное наказание. Правда, подобных случаев пока не было.


* * *


Сообщить о разрисованном доме или подъезде можно на сайте http://perehvat.gov.by/.

 

Советская Белоруссия №107 (24244). Четверг, 13 июня 2013 года.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter