Без проводника сюда лучше не соваться: как наш корреспондент собирала клюкву в топях

Рубины на болоте

Сколько себя помню, дома у родителей всегда хранилась клюква: рубиновые ягоды были или пересыпаны сахаром, или заморожены до состояния костяных бусин, или просто залиты водой в трехлитровой банке. Стоило кому-то простудиться, как они извлекались, размораживались, перетирались и подавались к столу в виде морса. Даже запах у ягод «медицинский», напоминает антисептический, а кислый вкус наводит на мысль о лимонах с их витамином С. Не могу назвать клюкву любимой ягодой, но традиции рода я переняла и стала постоянно хранить в холодильнике хотя бы горсточку. А когда запасы иссякли, решила их пополнить и отправилась на болото.


Средство от всех недугов

Родители знали, что делали: кажется, нет такой хвори, при которой не помогали бы эти ягоды. Клюква повышает иммунитет и укрепляет организм, снижает холестерин и препятствует образованию бляшек в сосудах и формированию тромбов, это один из главных источников антиоксидантов, которые предотвращают преждевременное старение, развитие онкологических и сердечно-сосудистых заболеваний. Повысилась температура, заболело горло? Клюквенный морс и здесь поможет! 

До сих пор «журавіны», как звала осенние ягоды бабушка, довелось собирать лишь однажды — взрослые как-то брали меня с собой на болото, когда я была еще маленькой. Все, что запомнилось, — яркие ягоды, рассыпанные на зеленом бархате мха, усталость, а еще неуютное чувство потерянности. В болоте среди одинаковых кочек, без ориентиров в виде высоких деревьев, да еще в пасмурный день очень быстро перестаешь понимать, где находишься и из какой стороны пришел. Пора попробовать разрушить стереотипы детства.

Поблизости от Минска клюква водится на территории Пуховичского района, в том числе в биологическом заказнике республиканского значения «Омельнянский». Площадь его невелика, немногим более 2 тысяч гектаров, однако сильно заболочена, причем в самом его сердце есть даже участки опасной трясины.

Чтобы расспросить о клюквенных местах да подъездных дорогах — оказывается, в болото можно проникнуть далеко не везде, — первым делом отправляюсь в Омельнянское лесничество. 



— Ягода в этом году мелковатая, потому что весной и летом сухо было, не хватило ей воды. В болото можно зайти с двух основных подходов, — расстилает на столе карту местности лесничий Елена Гостилович. — Есть две дороги. К одной болото местами примыкает, можно там ягоды собирать и не заблудиться. Отсюда это километрах в двадцати, а по лесной дороге на легковушке не проехать, особенно после дождей. Идти далеко…

Невзирая на трудности доступа, выражаю немедленную готовность отправляться на болото. Елена Михайловна приходит в ужас: 

— Без проводника лучше в клюкву не идти, а тем более когда пасмурно! Вот буквально этой ночью сотрудники МЧС трех ягодников искали, только в два часа вывели их из болота! Я за клюквой когда иду, беру газеты и развешиваю их на сучки, вокруг ягоды собираю, потом дальше продвигаюсь. Обратно выхожу, снимая газеты. Это самый безопасный способ. Одних я вас не пущу! Вы потеряетесь!

— Вот тогда точно шикарный репортаж получится, — не удерживаюсь от шутки, за что получаю укоризненный взгляд. 

Не действуют ни ссылки на мобильную программу, которая фиксирует пройденный маршрут, ни клятвенные обещания «не потеряться». Видя наш подозрительно пристальный интерес к карте местности, Елена Михайловна сдается, переодевается в «лесное» и садится за руль «Нивы», чтобы показывать дорогу. 

От лесничества мы отъезжаем километров десять, после чего углубляемся в чахлый лесок — предвестник болота. 

— Так и напишите! — прокладывая путь, велит Елена Михайловна. — Без проводника в болото идти нельзя! Здесь есть места, где земля будто дышит под ногами! Провалишься там — и не выберешься, будет как в фильме «А зори здесь тихие...».

И действительно, твердая почва сменяется пружинящей под ногами, по сторонам вырастают кочки, сначала сухие, поросшие травой вроде мелкой осоки, а затем все более влажные, утопленные во мху. 

— Уже клюквой пахнет! — вожу носом по ветру.

— Скорее, багульником! — смеется Елена Михайловна и еще раз напоминает, почему не стоит ходить сюда в одиночку: некоторым с непривычки становится дурно от запаха этого куста.

Но вот и клюквенник!


Одну ягодку беру, на другую смотрю, третью примечаю… 

Сначала оглядываюсь по сторонам, просто любуясь, как ягоды светятся рубиновыми камушками сквозь траву, которой поросли кочки, свисают с их мохнатых боков алыми каплями. Таким образом нагуливается нешуточный аппетит. Ставлю ведро между кочками и принимаюсь за работу, втихомолку горюя, что нет у меня специального приспособления для сбора ягод — каждой клюковке приходится кланяться. Кажется, бесконечно долго твердые холодные ягоды барабанят по дну ведра. Когда же оно закроется? Заглядываю в посуду — ан нет, это ягодки так друг по дружке стучат. Вхожу в охотничий азарт, мечусь по болотцу: все кажется, что на соседней кочке ягоды крупнее и краснее. 

Холодным свежим воздухом не надышаться, мысли о клюкве и детские воспоминания изгоняют из головы тяжкие думы о несовершенстве жизни. Эх, собирала бы и собирала… Но скоро эйфория улетучивается. Ноги устают перешагивать кочки. Ни присесть, ни прилечь нельзя, все вокруг мокрое. В лучшем случае можно опуститься на корточки и опереться спиной об одну из кочек. Когда икры затекают, остается лишь принять излюбленную позу дачников — буквой «зю». Тяжелое небо, нависшее над болотом, наконец разражается мелким, но частым дождиком. С благодарностью вспоминаю коллегу, который дал мне «в ягоды» свою непромокаемую куртку. Она пришлась весьма кстати!



От кочки к кочке я передвигалась едва ли не ползком, не поднимая головы, чтобы не потерять из виду самые ягодные места. То кружила на месте, то металась к кочке «покраснее». И когда наконец разогнулась и осмотрелась, поняла, что не совсем осознаю, в какой стороне осталась машина. Пейзаж вокруг абсолютно одинаковый — чахлые деревца да кочки. Хорошо, что ближе к дороге возвышаются несколько деревьев, которые я и избрала в качестве ориентира. А отошла бы подальше — и, как говорится, возможны варианты! 

Чаще и чаще заглядываю в ведерко, которое, как назло, заполняется все медленнее. На то, чтобы собрать пять литров, у меня ушло три часа. Малодушно прихожу к выводу, что на сегодня с меня довольно, и с трудом ковыляю между кочками в сторону дороги. 

Торг уместен

О том, чтобы расстаться с ягодами, набранными с таким трудом, и речи быть не может, свое ведро я не продам ни за какие коврижки. Однако для многих сбор клюквы осенью является отличным способом подзаработать. Нужно прицениться, чего стоил мой тяжкий труд на болоте!



На рынке в райцентре, против ожидания, рядов продавцов клюквы не наблюдается. После долгих поисков нахожу лишь одну даму, которая торгует бакалеей, а заодно реализует ягоду, собранную подругой. Пятилитровое ведерко у нее стоит 20 рублей, то есть 4 рубля за литр. Не путать с килограммом: клюква достаточно легкая, пять литров эквивалентны 3,4 килограмма. С помощью нехитрых арифметических действий определяю, что килограмм клюквы на рынке стоит немногим меньше 6 рублей. По словам продавца, 10 литров клюквы она получает раз в несколько дней и понемножку ее продает. 

Минская «Комаровка» тоже не радует обилием осенней ягоды, во всяком случае, ближе к вечеру. На подходах замечаю женщину, большое белое ведро рядом с которой уже почти пустое. У нее литр клюквы стоит 5 рублей.

— Смотрите: ягода крупная, чистая, сухая, — демонстрирует банку продавец. 

Клюква действительно привлекательная. Интересуюсь, издалека ли такая красота.

— Ой, издалека, — улыбается женщина. — Из Гродненской области, из самой глухомани. 

Если примерно 680 граммов клюквы стоят 5 рублей, во что обойдется килограмм? Вспомнив с перепугу, как составить систему уравнений, оцениваю его более чем в 7 рублей. И правда, нарядно!

На самом сезонном рынке натыкаюсь на мужчину, перед которым лежит целая груда клюквы. Ягода, привезенная из Глубокского района, тоже красивая, сухая, в меру зрелая. Стоит она 5,5 рубля за килограмм. Рядом с весами лежит свидетельство, что радионуклидов в товаре не выявлено. Продавец рассказывает, что привез на продажу 150 килограммов. 

Оптом дешевле 

Вероятно, выгоднее всего самостоятельно торговать ягодами, однако не каждый имеет время, способность и желание стоять на рынке, понемногу отмеряя драгоценные дары болота. Кто-то спешит поскорее избавиться от добычи, чтобы вновь нырнуть в прохладные и влажные недра осеннего болота.

Скупкой целебной ягоды занимаются многие оборотистые ребята. Когда была в Пуховичском районе, местные рассказывали, один из них даже организовал выезды на болото: собирает желающих, вроде сезонных рабочих, доставляет их в лес, а по выходе оттуда принимает ягоды. Связываюсь с ним по телефону.



— А сколько у тебя ведер? — раздается в трубке бодрый мужской голос.

— Да не очень много, — на ходу импровизирую, крепко прижимая к груди заветное ведерко. — Я хотела по цене сориентироваться...

— Так 2 рубля 70 копеек за килограмм, — удивляется моей неосведомленности собеседник. —  Если есть пять ведер, скажи, куда приехать, заберу прямо из дома. 

— А перебирать, мыть надо? — цепляюсь за последнюю возможность остаться со своими ягодами.

— Не, не надо… Так пойдет! 

Впрочем, называть заготовителями таких местных «негоциантов» было бы не совсем правильно: они не сдают ягоды ни государству, ни частным предприятиям, а, как правило, либо везут на рынок, либо тут же, на месте, реализуют тем, кто нуждается в клюкве, но не решается отправиться на болото. Разумеется, с некоторой добавленной стоимостью. 

С трудом собранную и убереженную клюкву я перебрала, вымыла, высушила и спрятала в морозилку. Приходите зимой на целебный морс!

КОМПЕТЕНТНО



Оксана СКИНДЕР, начальник управления заготовок Белкоопсоюза:

— По состоянию на 26 сентября организации Белкоопсоюза закупили у населения 232 тонны клюквы, темп роста к объему 2018 года составляет 102 процента.

В системе потребительской кооперации к заготовкам продукции и сырья, в том числе клюквы, привлечено 700 приемозаготовительных пунктов, более 5 тысяч магазинов, расположенных в сельской местности, организована работа свыше 900 штатных заготовителей. Закуп дикорастущей ягоды заготовительные организации осуществляют без ограничений по количеству. 

Обеспечено широкое информирование населения о видах и требованиях к качеству закупаемой продукции, закупочных ценах, местах расположения приемных пунктов через средства массовой информации, размещение объявлений в розничных торговых предприятиях, автомагазинах, организацию прямых телефонных линий в райпо и филиалах. 

По качеству клюква должна соответствовать требованиям ГОСТа: ягоды свежие или примороженные, вполне спелые, чистые, без постороннего запаха, без плодоножек, разнородные по размеру и окраске (от розового до темно-красного цвета), без каких-либо повреждений и заболеваний. Ягоды клюквы могут быть влажными, но не должны течь.  

Цены на клюкву сложились на уровне от 2,50 до 3,50 рубля за 1 килограмм. 
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter